Сущность государства этого исторического типа характеризуется преобладанием в деятельности государства групповых (классовых) интересов над интересами общесоциальными.
Государственный аппарат имел ярко выраженный сословный характер, поэтому право часто игнорировалось. В основном чиновники вербовались из представителей господствующего класса. Государственный аппарат не был жестко связан правом. Роль государственного аппарата в регулировании общественных отношений была крайне незначительна ~ особенность добуржуазного права: неразвитость такого источника права как НПА, неразвитость законодательства. Среди источников преобладали обычаи и судебный и административный прецеденты. Не получил полной реализации принцип юридического равенства, т. к. государственный аппарат имел сословно-классовый характер.
Формы добуржуазного государства:
- Преобладание недемократических политических режимов ограниченной (классовой) демократии.
- Доминирование монархической формы правления.
|
|
- Либо унитарное государство, либо сложное государство в форме империи.
Особенности функции добуржуазного государства:
1) Подавление классовых противников,
2) Отсутствие функции экономического регулирования.
3) Систематическое ведение захватнических войн.
Добуржуазный исторический тип можно разделить на первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное государство в зависимости от экономического уклада.
Добуржуазное право характеризуется преобладанием групповых интересов, отсутствием законченной системы принципов права, доминированием юридических обычаев (как источников права); функции: регулятивная и охранительная.
126. Особенности государства и права буржуазного исторического типа
Особенности сущности буржуазного государства:
Государственный аппарат теряет сословно-классовый характер, перестает обслуживать в приоритетном порядке интересы только господствующих групп, перестает составляться только из представителей господствующего класса.
В его деятельности начинается гармоничное сочетание групповых и общесоциальных интересов при доминировании последних.
Исчезает функция подавления классовых противников, возникает и развивается функция государственного и экономического регулирования.
Из числа внешних функций исчезает функция захватнических войн и возникает функция поддержания мирового правопорядка.
Изменение в форме государства:
- характеризуется наличием демократических политических режимов,
- в отличие от добуржуазного этапа доминирует республиканская форма правления; исчезает абсолютная монархия; становление и развитие смешанных форм правления,
- в унитарных государствах развивается местное самоуправление; сложные государства могут существовать только в форме федерации (империи исчезают).
Право:
Доминирование общесоциальных интересов.
На первое место выходит регулятивно-динамическая функция.
Утрачивается значение юридических обычаев.