Теория центральных мест

Разработана Вальтером Кристаллером и Августом Лешем. Основные положения Кристаллера для сферы обслуживания:

1)территориальная система организации обслуживания населения определяется соотношением спроса и предложения;

2)допускается, что поверхность Земли изотропна, т.е. транспортная доступность одинакова в любой точке, издержки на транспортные расходы пропорциональны расстоянию, нет природных препятствий;

3)транспортные издержки на полученные услуги населением пункта j будут расти по мере увеличения расстояния и в точке Z издержки станут так велики, что спрос на услугу упадёт до 0;

4)если изобразить на плоскости график зависимости спроса на услугу от расстояния и повернуть вокруг оси y, то образуется конусообразная фигура, отражающая распределение всего объёма спроса по территории. Это зона обслуживания;

5)в результате повторений вся территория будет покрыта зонами в виде касающихся окружностей. Но окружности не могут сплошь покрыть пов-ть;

6)остаётся придать им форму правильных шестиугольников, образующих решётку «пчелиных сот»;

7)пункты, предоставляющие услуги, названы центральными местами, а получающие услуги – зависимыми местами. Центральные места одного ранга обслуживания образуют правильную гексагональную решётку;

8)при этом могут быть разные положения зависимых мест относительно центральных

а)если зависимые места не имеют возможности получать услуги за пределами шестиугольной ячейки, то K = 7 (1+6), потому что каждое центральное место кроме себя обслуживает 6 зависимых мест. Административный тип;

б)если зависимые места на рёбрах шестиугольника, там, где рёбра пересекаются дорогами, соединяют центральные места, то каждое зависимое место обслуживается двумя центральными => каждое центральное место кроме себя обслуживает ещё 3. K = 4 (1 + ½ * 6). Транспортный тип;

в)если зависимые места располагаются в углах шестиугольника, то каждое центральное место делит свои обслуживающие функции с двумя соседними центральными местами. K = 3 (1+1/3 x 6). Рыночный тип.

Вариант при К = 3 обеспечивает оптимальную конфигурацию рыночных зон (территорий, население которых приобретает товары и услуги в данном центральном месте). Обслуживание территории достигается наименьшим возможным числом центральных мест. При этом каждое центральное место обслуживается тремя центральными местами следующего, более высокого уровня иерархии и находится на равных расстояниях от них.

Вариант при К = 4 создает наилучшие условия для строительства транспортных путей, так как в этом случае наибольшее число центральных мест будет расположено на одной трассе, соединяющей более крупные города, что обеспечит минимальные издержки на строительство дороги, т.е. данное центральное место будет находиться на кратчайшем расстоянии до двух ближайших центров более высокого уровня иерархии.

Вариант при К = 7 представляется целесообразным, если необходим четкий административный контроль. В этом случае все центральные места, зависимые от данного места, полностью входят в его зону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: