Отказы и неисправности

Опыт эксплуатации JIA с газотурбинными двигателями показывает, что наиболее характерными отказами СУ являются отказы двигателей, отказы и неисправности топливной и масляной систем. Статистические данные по отказам авиационных двигателей свидетельствуют о том, что в основном они возникают по конструктивно-производственным причинам. Однако они появляются и по эксплуатационным причинам, таким, как попадание воды, грязи, птиц и других посторонних предметов при запуске и движении ЛА по рулежным дорожкам или ВПП, а также заправке некондиционными жидкостями.

Среди отказов ГТД различают параметрические или постепенные, обусловленные выходом какого-либо параметра за установленный допуск, и внезапные, обусловленные разрушением отдельных деталей и узлов двигателей.

Поскольку основным параметром двигателя является тяга или создаваемая мощность, об отказе двигателя экипаж узнает по уменьшению ускорения JIA на взлете или стремлению к развороту и крену в сторону отказавшего двигателя.

Наиболее характерны отказы, обусловленные газодинамической неустойчивостью двигателя вследствие отказа или неисправности механизма управления компрессором, системы автоматического регулирования подачи топлива в двигатель, а также разрушения лопаток компрессора и заклинивания вала двигателя и др.

Падение тяги или невыход двигателя на заданный режим возможны также вследствие нарушения регулировки топливного насоса из-за усадки пружин или засорения каналов и жиклеров в агрегате, засорения топливных фильтров механическими примесями или их обмерзания при низких температурах из-за наличия воды в топливе.

Подача топлива может также нарушаться вследствие скопления воздуха в качающих узлах насосов или в застойных участках трубопроводов, нарушения герметичности линий командной автоматики топливного насоса-регулятора и т. д.

Заклинивание вала ротора двигателя может происходить вследствие характерных неисправностей системы смазки: недостаточного поступления масла к отдельным подшипникам; изменения зазоров между ротором и корпусом маслонасоса, которое приводит при неравномерном остывании к изменению режима работы; недостаточной фильтрации масла от механических примесей и неэффективного воздухоотделения, что нарушает циркуляцию масла, и т. д.

В эксплуатации известны случаи разрушения лопаток компрессора и турбин, вызванные пульсацией газовоздушного потока и неравномерностью полей давления и температур, повреждением лопаток посторонними частицами и в отдельных случаях конструктивными недостатками, обусловленными низкой виброустойчивостью, дефектами материала лопаток и т. д.

При эксплуатации силовых установок возможно появление различных неисправностей и отказов в масляной системе. Так, эксплуатация двигателей запрещается, если: давление масла на входе в двигатель не соответствует ТУ; перед запуском двигателя температура масла на входе в двигатель ниже допустимой минимальной (по ТУ для масел МС-8П и МК-8П не ниже —25 °С); горит сигнальное табло «Стружка в масле»; физико-химические свойства масла не соответствуют нормам МТУ; перетекание масла из маслобака в двигатель во время стоянки самолета более 1 л в сутки; имеют место опасные течи горюче-смазочных материалов и др.

Масляные системы современных ЛА оборудуются диагностической аппаратурой, позволяющей контролировать давление, температуру, наличие стружки в масле, осуществлять пожарную сигнализацию. К средствам раннего диагностирования можно отнести магнитные пробки для улавливания ферромагнитных частиц и периодический спектральный анализ проб масел на содержание железа и других металлов.

В настоящее время оценка эксплуатационной надежности авиационных двигателей производится в основном по трем среднестатистическим показателям: наработке, приходящейся на один отказ двигателей в полете, ; наработке приходящейся на один досрочный съем двигателя, ; наработке, приходящейся на одну неисправность, выявленную и устраненную при техническом обслуживании, На эксплуатационных предприятиях выполняется оперативный учет этих показателей и сравнение фактических значений с нормативными Для оперативного решения применяются частные относительные показатели


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: