Сторожа» и «космополиты» во внутриорганизационной коммуникации

Другим видом специальной коммуникативной роли в организации является «сторож» – индивид, расположенный в структуре коммуникации так, что он регулирует потоки сообщений, идущие по данному каналу. Одна из функций «сторожа» состоит в уменьшении информационных перегрузок. «Сторож» фильтрует потоки сообщений, отсеивает маловажные сообщения и передает более важные. Любопытно, что сам термин «сторож» был предложен на основе исследования поведения домашних хозяек, регулирующих расход продуктов в семьях. Таким образом, первые «сторожа» действовали в неформальных коммуникационных структурах. В организации первые исследования функции «сторожа» были проведены в системе средств массовой информации – изучались редакторы газет, работавшие с телетайпной лентой. Сегодня наиболее яркие примеры «сторожей» в организации – это секретари руководителей и системные администраторы.

«Космополит» – это индивид, который чаще, чем остальные, взаимодействует с внешней средой системы. Так как любая организация в принципе является открытой, она должна иметь по крайней мере нескольких «космополитов». «Космополиты» чаще, чем остальные сотрудники, осуществляют деловые поездки, читают корреспонденцию, поступающую из внешней среды, участвуют в совещаниях, выставках, презентациях. В большинстве организаций «космополиты» располагаются на вершине и у основания иерархической лестницы. В определенном смысле они являются особым типом «сторожей», поскольку контролируют коммуникационные каналы, по которым новые идеи поступают в организацию.

Лидеры мнений» во внутриорганизационной коммуникации.

«Лидер мнения» – это лицо, способное оказывать достаточно заметное неформальное влияние на установки или поведение других индивидов в желаемом направлении. Понятие «лидер мнения» было введено П. Лазарсфельдом как элемент коммуникационной модели, в которой предполагалось, что потоки сообщений движутся от источника по каналам средств массовой информации к «лидерам мнений», а затем и ко всем остальным. «Лидеры мнений» имеют больший доступ к внешним источникам информации, и их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить контакты организации с релевантной частью ее внешней среды. Для «лидеров мнений» характерно более частое обращение к внешним компетентным источникам информации; доступность для последователей; большая приверженность ценностям возглавляемых ими групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: