Теории X, Y, Z: сравнительный анализ

Теория «Х» основывается на след. положениях:

§ Обычный человек не любит работу, как только появляется возможность, он прекращает трудиться

§ Нормальный человек не склонен руководствоваться организационными целями, поэтому организация вынуждена применять насилие разной степени выраженности

§ Нормальный человек склонен избегать ответственности. Если ответственности избежать не удаётся, то он склонен перепоручить её руководителю. В этом случае он предпочитает, чтобы им руководили, чем самостоятельно нести ответственность

§ Работников нужно детально контролировать, не полагаясь на самоконтроль и взаимоконтроль

Теория «У» основывается на противоположных утверждениях:

§ Для нормального человека работа – столь же естественное занятие, как игра и развлечения. В естественной ситуации человек сам ищет себе работу.

§ Обычно человек сам находит для себя мотивы для выполнения работы, чтобы получать от неё удовольствие. Если работа эффективно мотивируется извне, человек все равно ищет дополнительные внутренние мотивы.

§ Цели и задачи организации, где человек работает с охотой, сами по себе являются решающими факторами мотивации

§ Нормальный человек сам стремиться принимать решения и нести полную ответственность за свою работу.

§ Люди способны к конструктивному решению как своих собственных проблем, так и проблем тех организаций, в которых они работают.

По мнению сторонников этой концепции, теория «У», безусловно, выглядит более оптимистичной гуманистичной. Однако единственным подлинным критерием адекватности практики менеджмента является прагматический подход: в одних случаях приемлемой является только теории «Х», в других – наоборот. В современном менеджменте все более заметное влияние начинает оказывать теория «Z», объединяющая позитивные моменты обеих предшествующих теорий.

Согласно теории «Z», профессиональный человек нуждается в ощущении причастности к делам организации, хочет, чтобы к его голосу прислушивались при принятии решений. Он стремится к повышению уровня компетентности и творческому росту. Для него важна осмысленная, продуктивная и интересная работа, признание его достижений. Профессиональный человек больше реагирует на творческие идеи, чем на установленные процедуры и приказы. Для него характерно стремление к достижениям, признанию и расширению круга своей ответственности.

Работа сама по себе не является неприятной. Задания становятся таковыми, если они ограничивают работника в использовании его способностей.

Задачи менеджера при реализации концепции «Z» серьёзно отличаются от задач, предписываемых теориями «Х» или «У» (традиционная модель). В условиях традиционной модели задачами исключительно менеджера было принятие решений и применение выработанных правил. Современный же управляющий может быть менее осведомлён в конкретных вопросах, чем его помощники, коллективное знание которых заменяет ему собственное задание. Наиболее важным для него является умение собирать разрозненных, обладающим творческим потенциалом работников, а не его прерогативы или имидж единоличного творца решений. Практической реализацией теории «Z» является привлечение сотрудников к принятию решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: