Психологічні теорії диференційної психології

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Пионер дифференциальной психологии – Френсис Гальтон (1822-1911). Фундаментальный труд «Наследственный гений» вышел в 1869г. Здесь и в других трудах утверждается, что талант человека и вообще все его психические свойства так же наследуются, как и его физические качества. В 1844 г. ученый открыл Антропометрическую лабораторию. Умер он 17 января 1911г. в Хейзлмире, близ Лондона

Одним из основоположников отечественной дифференци­альной психологии по праву мо­жет быть назван Александр Федорович Лазурский (1874-1917)— яркая фигу­ра в истории науки, один из пионеров российской психологии.

Александр Федорович Лазурский родился 12 ап­реля (31 марта по старому стилю) 1874 г. в городе Переяславе Полтавской губернии (ныне — Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины).

На раннем этапе научной деятельности интересы молодого ученого были сосредоточены в сфере ана­томии мозга.

Первые психологические работы Лазурского по­явились в 90-е гг. XIX в. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами его чрезвычайно при­влекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом опубликован­ном им в 1897 г. психологическом труде «Современ­ное состояние индивидуальной психологии» Вероятно, именно подготовка этой статьи, содержа­щей обзор фактически всех ключевых в то время ми­ровых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу буду­щих научных интересов Лазурского — разработка проблем индивидуальной психологии, точнее — психологии индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях». Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направле­ния психологической науки — «научной характеро­логии». Именно она и стала фундаментальным вкла­дом Лазурского в сокровищницу отечественной пси­хологической науки. При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождест­влялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологичес­ких задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограни­чивал задачи дифференциальной психологии лишь анализом индивидуально-психологических разли­чий, не ставя задачей этой области изучение целост­ной личности.

В 1906 г. тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый большой труд Лазурского — «Очерк науки о характерах». В феврале 1913 г. на заседании Петербургского философского общества он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До пос­ледних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

В декабре 1910 г. на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового ме­тода. Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школь­ной практике для составления целостной характе­ристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках». Таким образом, можно сказать, что Лазурский фактически одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в ус­ловиях деятельности, заложив тем самым «первые кирпичики» в будущую психологическую теорию де­ятельности, получившую развитие в последующих трудах советских психологов. С.Л. Рубинштейн под­черкивал высокую ценность и значимость предло­женного Лазурским метода естественного экспери­мента, развивая этот метод с позиций субъектно-деятельностного подхода.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 г. не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга, над ко­торой он работал в последние годы, — «Классифи­кация личностей». Подготовить эту разработку к из­данию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 г.

Похороны состоялись 16 марта (по старому сти­лю) 1917 г. на Смоленском кладбище в Петрограде. Обнаружить его могилу к настоящему времени не удалось...

На Украине в рамках дифференциальной психологии нельзя не вспомнить Всеволода Петровича Кащенко(1870-1943). Книга «Педагогическая коррекция» написанная в 30-е гг., увидела свет лишь в 1992 г.

В. П. Кащенко родился 21 марта 1870 г. в городе Ейске на Кубани. В 1891 г., окончив ставропольскую гимназию, В. П. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета, окончить который ему не удалось.

После революции 1905 г. В. П. Кащенко начал работу по созданию специального медико-педагоги­ческого учреждения для педагогически запущенных, трудных детей. В современной психолого-педагоги­ческой науке трудными принято считать детей, де­монстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявле­ниям его индивидуально-психологических особен­ностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Он умер в Москве 30 ноября 1943 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

В. П. Кащенко принадлежит около 25 печатных работ в виде монографий и статей в трудах различ­ных съездов, сборниках, посвященных общим про­блемам дефектологии, истории обучения и воспита­ния дефективных детей. Около 20 работ выполнено под руководством В. П. Кащенко.

28. Вчення Жана Пиаже ( 1896- 1980): теорія когнитивного развитку

Швейцарский теоретик - когнитивист Ж. Пиаже(1896- 1980) пионер теории когнитивного развития, которая оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. Пиаже называют структуралистом, поскольку его интересует структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию

Исследования Пиаже выросли из его изысканий в сферах биологии и философии. Он разрабатывал философский вопрос о том, как мы приходим к знанию о чем-либо. Эти два направления - адаптация и развитие мышления- стали делом всей его жизни.Описаны в книгах «Речь и мышление ребенка»(1923), «Суждение и умозаключение у ребенка»(1924), «Представление ребенка о мире»(1926), «Физическая причинность у ребенка»(1927), «Игра, мечты и подражание в детстве»(1951).

Ключевой чертой теории Пиаже являлось представление об активном участии психики, мышления человека в процессе научения. Если информация или некий опыт, с которым сталкивается человек, вписывается в существующие у него ментальные рамки, они ассимилируются. Если они не вписываются в эти рамки, мозг может либо отвергнуть их, либо совершить аккомодацию Ассимиляция - это интерпретация нового опыта на основе существующих ментальных структур, называемых схемой или схемами, без значительного их изменения. Аккомодация - изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта. Большинство ситуаций научения предполагают взаимодействие двух процессов: мы интерпретируем то, что переживаем, исходя из того, что уже знаем, и, поскольку новый опыт редко в точности соответствует старому, мы, кроме того, отмечаем и прорабатываем различия. Автор предлагает следующую периодизацию когнитивного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: