Анализ проектных рисков в медиаиндустрии

Анализ проектных рисков подразделяется на качественный (описание всех предполагаемых рисков проекта, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности проекта в связи с рисками).

В число проектных рисков обычно включаются такие как: технические (отказ техники), риски участников проекта (невыполнение должностных обязанностей, нехватка профессионального опыта), политические (возникновение проблем с властью, цензура), юридические (правовое несоответствие деятельности, ошибки правового характера), финансовые, маркетинговые, экологические, военные, строительно-эксплуатационные, специфические (творческие), риски обстоятельств непреодолимой силы и др.

7. Мотивация журналистского труда.

Выбор профессии журналиста определяется несколькими стимулами. Первый из них – творческий, и для многих он имеет решающее значение. Это возможность интересной работы, творческого самовыражения, реализации своих способностей. Второй стимул – идейный, и не нужно его недооценивать. Потому что журналист придет лишь в то издание, позиция которого соответствует его взглядам на жизнь и общество. Впрочем, и не пригласят его в редакцию того издания, которое выступает против близких ему идеалов. Третий стимул – по порядку, но не по значению – экономический. Журналист идет в редакцию, для того чтобы зарабатывать, и по возможности хорошо зарабатывать – так, чтобы обеспечить жизнь себе и своей семье. И нередко именно этот стимул определяет его решение стать сотрудником издания, которое он выбрал.

Войдя в редакцию, журналист займет в ней какое-то место, и будет играть здесь определенную роль. Во многом это зависит от его штатной должности. Она сразу очертит круг его задач и обязанностей. Если он станет корреспондентом одного из отделов редакции, то в первую очередь будет заниматься подготовкой материалов для издания, их редактированием, работой с авторами. Придя на должность заведующего отделом, будет значительную часть рабочего времени заниматься своими организационными обязанностями – планированием работы отдела, распределением заданий среди его корреспондентов, контролем за их выполнением. Став ответственным секретарем редакции или его заместителем, он почти все свое время должен уделять вопросам, связанным с управлением коллективом и выпуском номеров.

Если же журналист не входит в штат редакции и работает на гонораре, он все равно выполняет определенные обязанности – ведет тематическую рубрику издания или просто пишет для него по заказу материалы определенной тематики или в каком-либо жанре. Но в любом случае, независимо от характера его обязанностей, журналист вступает в определенные отношения с изданием. А если он вошел в штат редакции, то становится членом ее коллектива.

Необходимость подготовки коллективного произведения – номера газеты или телепрограммы – придает особый характер всей его деятельности. С самого начала, когда он своей заявкой вносит вклад в общередакционный план работы; далее, когда получает задание, соответствующее одному из пунктов этого плана, затем в ходе сбора информации, отбора фактов на всем процессе подготовки публикации. Журналист учитывает опыт своих предшественников в разработке той же темы, направление и цели деятельности других сотрудников редакции. Взаимозависимость – одна из важнейших особенностей работы журналистов, сотрудничающих в одной редакции. С особой силой она выявляется на телевидении и радио, где команда творческих и технических работников – творческое объединение или группа – создает цельную программу или передачу. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста отличает его от деятельности представителей других видов творческой деятельности.

В редакционном коллективе ему приходится выполнять ряд обязанностей на двух взаимосвязанных, но различающихся между собой направлениях. Одно из них – обязанности по отделу или другому творческому подразделению, в котором он работает. Здесь журналист непрерывно занят подготовкой определенного объема информации, сконцентрированной в его репортажах, статьях, заметках и других материалах для издания. Он работает с авторами, редактирует их тексты и рукописи своих коллег, организует и проводит встречи «за круглым столом» в редакции. Поочередно, а то и одновременно он выступает в роли публициста, редактора и организатора. Комплексный, многофункциональный характер его труда, требующий разносторонних знаний, умений и способностей, определяет его сложность, но в то же время и привлекательность.

Другое направление – обязанности журналиста по редакции. Он участвует в редакционных летучках, выступая на них в роли обозревателя, дежурит на выпуске номера, работает с письмами читателей. Вместе со своими коллегами участвует в проведении кампаний и других редакционных акций. Времени у него всегда не хватает – одно задание сменяет другое.

У каждого журналиста свой участок работы, свои, известные ему и его руководителям задачи. Он ведет в своем отделе несколько тематических рубрик, отвечает за освещение событий в каком-то регионе и в то же время готов выехать в любой момент в командировку в роли специального корреспондента. Разделение труда в редакции и в отделе дает ему возможности для специализации на каком-то тематическом направлении, в каком-то жанре публицистики. И в то же время он должен быть способен заменить своего коллегу по отделу, уехавшего в командировку или в отпуск, – вести его рубрики, встречаться с его авторами и информаторами.

Источники финансирования СМИ.

Финансовая политика редакции или компании играет огромную роль для обеспечения их издания. Ее цель – создание финансовой базы этого издания, ее укрепление и расширение, обеспечение возможно большей независимости коммерческой редакции СМИ. Достижение этой цели возможно лишь с уменьшением расходов, связанных с выпуском издания, ростом доходов от его реализации и увеличением прибыли редакции. Финансовую политику редакции определяет учредитель издания, который нередко является его владельцем и главным редактором. За ее реализацию отвечает финансовый менеджер редакции, который работает под руководством и контролем главного редактора. Он непрерывно следит за состоянием финансовой базы издания и принимает меры для расчета баланса доходов и расходов редакции, согласованности движения ее материальных и финансовых ресурсов.

Финансовая база издания обеспечивается уставным фондом редакции или компании.Уставный фонд (в акционерных обществах его называют уставным капиталом) – это совокупность вкладов (в их денежном выражении) учредителей или владельцев издания в имущество редакции. В состав уставного фонда входят основные и оборотные фонды, денежные средства, нематериальные и финансовые активы. Таким образом, основные фонды редакции могут состоять из принадлежащих ей зданий, их оборудования, технических средств, транспортных средств – автомашин и др. Ее обоpотные фонды (в денежном выражении – оборотные средства) представлены запасами материалов – бумаги и других, необходимых для производства, готовой, но еще не реализованной продукции. В оборотные средства входит и заработная плата сотрудников редакции, и все денежные средства, необходимые для ее функционирования, подготовки и выпуска издания.

Его учредители определяют размеры своих вкладов в уставный фонд и свои взаимоотношения в учредительных документах. В редакции такими документами, как нам известно, являются учредительный договор и устав редакции. В акционерном обществе в момент его учреждения уставный капитал состоит из оговоренного количества обыкновенных акций одинаковой стоимости. По решению общего собрания акционеров он может быть увеличен или уменьшен.

При создании уставного фонда редакции учредители издания вначале обеспечивают ее деятельность и выпуск первых номеров, предоставляя стартовый капитал. Он должен быть достаточен для обеспечения выпуска газеты до поступления выручки от ее продажи. В дальнейшем в процессе нормальной работы редакции формируется ее оборотный капитал, необходимый для общередакционных и издательских расходов.

Размер стартового капитала обычно весьма значителен. Например, в учреждение в 2003 г. в Москве «Столичной вечерней газеты» потребовалось вложить около 15 млн. американских долларов. Меньший стартовый капитал необходим для основания в Интернете сетевого издания, но и он составляет солидную сумму. Так, для создания новой сетевой газеты тогда же требовалось не менее 100 тысяч долларов, с последующим ежемесячным вложением 50 тысяч для обеспечения ее выпуска.

Основным источником капитала для основания и выпуска периодического издания являются, понятно, средства, вложенные его учредителями в уставный фонд редакции или компании. В дальнейшем к ним присоединяется прибыль, получаемая от реализации издания и в результате других видов редакционной деятельности. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения конкурентной борьбы на информационном рынке многие издания оказываются не в состоянии самостоятельно сохранять свое существование. С сокращением подписки и тиражей уменьшаются возможности получения выгодной рекламы, возникает и растет бюджетный дефицит. Чтобы избежать банкротства, руководители редакций вынуждены искать на финансовом рынке дополнительные источники средств. Нам уже известно, что банковские кредиты дают заемщику лишь временное облегчение, после которого ситуация нередко приобретает еще более острый характер. Поэтому все чаще ищут возможности получения дотации или спонсорской поддержки.

Дотация – финансовая поддержка периодического издания, выдаваемая ему регулярно. Дотируемая редакция, компания или агентство могут с ее помощью гарантированно покрывать часть своих расходов. В 1995 г. в России была сделана попытка заложить правовую основу дотирования значительной части местных печатных периодических изданий. По Закону об экономической поддержке районных (городских) газет финансовую дотацию должны были получать те издания, которые внесены в федеральный реестр. Однако этот закон вводил ряд ограничений на количество дотируемых газет. В реестр могла быть внесена одна-единственная газета из всех изданий, выходящих в районе или городе. Ее выбор зависел от местных выборных органов и главы местного самоуправления, учитывающих наибольший тираж, его распространение на большей территории и другие показатели. Размер дотации зависел бы также от характера района, где издается газета, – в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в районах Дальнего Востока и горных районах Северного Кавказа она была бы выше, чем в других регионах. Сам федеральный реестр районных и городских газет должен был ежегодно уточняться правительством при разработке федерального бюджета и утверждаться при его принятии Государственной Думой. Подобное дотирование могло бы стать эффективным средством влияния правительственных и других государственных органов на местную прессу. Однако из-за отсутствия средств в государственном бюджете этот закон так и не был реализован.

Районные и городские газеты, не имеющие возможности получить эту финансовую поддержку, могут попытаться использовать формы косвенной дотации – льготы, предусмотренные Законом о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ. Однако этими льготами могут пользоваться по закону только издания, связанные с образованием, наукой и культурой.

Спонсирование как финансовый источник отличается от дотирования нерегулярностью или даже одноразовостью поддержки издания. Помощь спонсора дает редакции или компании возможность в течение какого-то времени компенсировать убытки, свести без дефицита ее баланс, реализовать проект, обещающий прибыль. Спонсор может помочь редакции и без непосредственной передачи ей финансовых средств, предоставляя ей рекламу и щедро оплачивая ее. Или передав ей новейшие технические средства, используя которые, она сможет преобразить свое издание и повысить его конкурентоспособность.

Спонсорство редко приобретает характер бескорыстного меценатства. Оказывая редакции или компании помощь, спонсор обычно что-то сам от нее получает. Иногда это лишь возможность влиять на характер и направленность публикаций издания. В других ситуациях спонсорство позволяет воздействовать на финансовую политику редакции и даже направлять ее в своих интересах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: