Государство- 1) особая организация и институт, которую отличает универсальный (обезличенный и нелокальный) характер и возможность легитимного применения насилия для реализации властных полномочий, прежде всего связанных с установлением и защитой прав собственности;2)это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого определены его способностью облагать налогом подданных (по Д. Норту).
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
|
|
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Государственное регулирование рыночной экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Современная экономическая теория связывает необходимость государственного регулирования с фиаско, или провалами рынка. Провалы рынка – это ситуация, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно разместить ресурсы, или достичь Парето оптимального распределения. Распределение, эффективное по Парето,означает, что нельзя улучшить благосостояние одного члена общества, не ухудшив при этом благосостояния другого члена общества.
К «провалам» государства относятся:
♦ ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;
|
|
♦ несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.;
♦ ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;
♦ неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого.
Соответственно причинам провалов рынка можно назвать основные экономические функции государства,определяющие задачи государственной политики, связанные с корректировкой рыночного механизма: оптимизация внешних эффектов; предоставление государством общественных благ; пресечение асимметричной информации и компенсация неполноты рынков; ограничение монопольной власти, поддержка конкуренции; поддержание макроэкономической стабильности; социальная политика, направленная на более справедливое распределение доходов в обществе.
Внешние эффекты (экстерналии) - выгоды или издержки, получаемые экономическими субъектами, которые не находят отражения в цене благ. Они могут быть положительными и отрицательными.
Общественные блага – это неделимые блага коллективного пользования. Отличаются от частных благ тем, что обладают двумя основными свойствами: неисключаемостью и неконкурентностью. Неисключаемость – люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за это платить. Неконкурентность – предельные издержки предоставления блага еще одному члену общества остаются неизменными(благо могут потреблять одновременно множество людей и это не вызывает дополнительных издержек). Если присутствуют оба свойства, мы имеем дело с чистым общественным благом. Чаще мы встречаемся со смешанными общественными благами (здравоохранение, образование и т.п.). Эти блага производятся и в государственном, и в частном секторе. Свойства неконкурентности и неисключаемости присущи им в большей или меньшей степени.
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется посредством проведения государственной политики в определенных сферах экономики. Разработка оптимальной экономической политики включает ряд конкретных шагов: выбор конечных целей экономической политики и расчет целевых показателей, характеризующих намеченный уровень благосостояния; оценка значимости тех политических инструментов, которыми реально располагаетправительство; увязка между собой целевых показатели и инструментов для их достижения.