^
Аристотель (384—322 до н.э.) родился в городе Стагире — греческой колонии неподалеку от Македонии. В 17 лет он приехал в Афины, поступил в академию Платона и пребывал в ней вплоть до смерти учителя. По просьбе македонского царя Филиппа Аристотель стал наставником его сына — знаменитого Александра Македонского. Позже философ возвратился в Афины, где открыл собственную школу, сняв для этого в наем здание при храме Аполлона Ликейско-го. Поэтому школа Аристотеля получила название Лйкей. Она просуществовала свыше 860 лет и дала название современным образовательным учреждениям — лицеям.
Аристотель имел большие познания практически во всех отраслях человеческого знания того времени: логике, физике, психологии, риторике, биологии, философии, этике, политике и государственном устройстве. Он систематизировал все современное ему знание. Выстроенная им система просуществовала более полутора тысячелетий, вплоть до эпохи Возрождения.
Критика натурфилософов и Платона. Особенность работ Аристотеля состоит в том, что они начинаются с критического изложения учений предыдущих философов. Он находит их слабые места и дает свое понимание рассматриваемой проблемы. Можно особо выделить критику натурфилософов и учения Платона.
Натурфилософов он критикует за то, что они, говоря о возникновении всех вещей из первоначал, не дают объяснения причины этого возникновения. Остается, таким образом, открытым во-
Раздел II. Античная философия
прос: почему из первоначала порождаются именно эти вещи, а не другие.
Платона Аристотель критикует за то, что тот своим учением об идеях удваивает мир, а это ничего не дает для познания вещей, поскольку в реальности нам все равно приходится познавать сами эти вещи, а не их идеи. Следовательно, идеи бесполезны для понимания вещей. Аристотель говорит: «Невозможно...чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является».
Введенный Платоном принцип иерархии идей, по Аристотелю, приводит к умножений сущностей. Если существует реальный человек, должна существовать и идея этого человека. Между человеком и его идеей существует общность, которой, следовательно, соответствует еще одна идея. Но между человеком, его идеей и идеей общности человека и его идеи тоже существует общность, которой будет соответствовать уже третья идея. И так до бесконечности, что, по мнению Аристотеля, нелепо. Этот аргумент называется «третий человек».
Учение о четырех причинах. Учение Аристотеля о четырех причинах было призвано объяснить, что обусловливает существование отдельной вещи и определяет ее своеобразие. Разберем это учение на примере глиняного кувшина. Для того чтобы он существовал, должна иметься глина, т.е. материя, которая будет материальной причиной вещи. Глина, чтобы получить свойства кувшина, должна быть соответственно оформлена, т.е. соединена с формой, которая является формальной причиной вещи. Но нам потребуется движущая сила, преобразующая глину в кувшин, т.е. деятельность гончара — источник процесса, или действующая причина. Наконец, должна существовать цель, ради которой создается кувшин, или конечная причина.
Эти четыре принципа присущи любой вещи, в том числе и не созданной руками человека. В этом случае они обладают указанными принципами сами по себе, таким образом, конечная и действующая причины находятся внутри самих вещей.
В дальнейшем Аристотель объединяет второй, третий и четвертый принципы в категорию формы и представляет вещь в качестве единства материи и формы.
Учение о форме и материи. По Аристотелю, всякая вещь имеет самостоятельное бытие, и она есть соединение материи и формы. Форма выражает сущность предмета, то, что делает эту вещь имение этой вещью, а не иной. Она выражает то общее, что есть в предметах данного рода. Формы существуют всегда, они вечны.
Материя — это то, что привносит неповторимость каждого предмета. Она также вечна и лишь переходит из одного состояния в другое под воздействием формы. В природе любая материя так или
Тема? Аристотель и его учения
иначе оформлена, но в основе всего существует так называемая первая материя, которая совершенно бесформенна, поэтому не воспринимается органами чувств. Первую материю можно лишь мыслить, но она вполне реальна. Все возможные формы потенциально присутствуют в первоматерии. Поэтому ни одна форма не может реализоваться в совершенном виде, так как остальные присутствующие в первоматерии формы мешают ей и искажают ее. Именно поэтому все конкретные материальные вещи несовершенны. 1-
Учение о возможности и действительности. Понятия возможности и действительности тесно связаны с понятиями формы и материи. Материя — это всегда возможность формы. Форма — это действительность материи.
Аристотель приводит следующий пример. Если взять медный шар, то медь — это лишь возможность шаровидности. Но по отношению к тем физическим элементам, из которых состоит медь, она является формой, а элементы — материей. Таким образом, всякая вещь как единство формы и материи может явиться материей для иной, более сложной формы. Учение о действительности и возможности имело большое значение для философии. Оно показало, что если что-то возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не «из ничего».
Движение как основная характеристика мира. Аристотель считал движение основной характеристикой мира в целом. Через понятие движения он решал вопрос о возникновении мира. Возникновение — это всегда движение. Откуда могло бы происходить движение, если бы мира не было? Следовательно, мир не возникал, он вечен. Но должна быть причина движения в мире. Этой вечной причиной, по Аристотелю, является «Перводвигатеяь». Он нематериален, это Форма форм, или Бог. Перводвигатель неподвижен, потому что всякое движение конечно и логически требует конца. Но каким образом Перводвигатель приводит все в движение, сам оставаясь неподвижным? Аристотель поясняет это на примере «объектов желания и понимания». Объектом наших желаний бывает нечто красивое и доброе, само желание его достичь приводит нас в движение без какого-либо усилия и движения самого объекта. Таким же образом и Перводвигатель, или Бог, притягивает материю, двигая ее к совершенству. Сам Бог занимается только чистым самосозерцанием.
Представления о человеке. Человек является духовным сйзданием, но при этом одновременно обладает и чертами, свойственными животному. Для Аристотеля человек — это прежде всего представитель мужского пола. Мужчина дает будущему ребенку форму,' а женщина — материю. Женщина уже по своим биологическим признакам
Раздел II. Античная философия
стоит ниже мужчины. Аристотель считал, что у женщин более низкая температура тела, а в природе холоднокровные животные стоят на ступень ниже, чем теплокровные.
Аристотель не согласен с мнением Платона о том, что семья должна быть устранена. Семья служит переходным этапом социализации индивида в обществе. Женщины в отличие от мужчин могут реализовывать свои способности наилучшим образом именно в семье.
Рабы, как и женщины, находятся на более низкой ступени развития, чем свободные граждане-мужчины, и это, по мнению Аристотеля, обусловлено их природными качествами. Рабом становится тот, кто не способен к самостоятельному выбору, он является /рабом по своей природе, т.е. так устроен, чтобы подчиняться другому. Жизнь раба в состоянии несвободы менее ценна, чем жизнь свободного гражданина. Как и женщины, они необходимы для ведения домашнего хозяйства свободных граждан. /
Учение о государстве и обществе. Государство представляет собой множество людей, а потому нельзя отождествлять человека и общест- уо. Забота о нуждах человека и его всестороннем развитии должна оставаться на первом месте в любом обществе, а главной целью государства должно являться обеспечение своих граждан условиями благой и достойной жизни. Для этой цели оно и создается людьми. Человеку необходимо жить в обществе, поскольку главной чертой человека является разум. А полностью реализовать и раскрыть возможности разума он может, только живя в сообществе людей, а не в одиночку.
Чтобы выбрать наилучшую форму организации общества, Аристотель исследовал 158 греческих городов-полисов. В итоге он выделил шесть основных форм государственного устройства, разделив их на правильные, где находящиеся у власти руководствуются общественной пользой, и неправильные, где те, кто находится у власти, руководствуются собственной выгодой.
Правильные формы: монархия — власть царя, передающаяся по наследству, государство при этом управляется согласно установившимся законам и традициям; аристократия — власть не многих, возможно, не богатых, но знатных и «лучших»; полития — власть большинства, состоящего из так называемого среднего элемента. Средний элемент — люди со средними размерами недвижимости. Эти люди не рвутся к власти, так как заняты своим делом, именно поэтому согласно Аристотелю им нужно доверять управление полисом.
Неправильные формы: демократия — власть большинства, состоящего из бедноты, которая использует власть, чтобы отбирать у бога-
Вопросыдля самопроверки
тых их имущество; олигархия — власть немногих, обычно состоятельных граждан, которые ущемляют права бедняков; тирания — власть одного человека, пришедшего к власти путем переворота или захвата страны, но может и унаследовать от своего отца-тирана. Тиран правит, не опираясь на установившиеся законы, а в соответствии со своей волей.
Наилучшей формой является полития, наихудшей — тирания. Правильные государственные формы могут выродиться б неправильные: монархия — в тиранию, полития — в демократию, аристократия — в олигархию.
Понятие богатства^ Аристотель — сторонник частной собственности. Ведь если есть только общественная собственность, то как можно проявлять свою добродетель, например быть щедрым? Не имея собственности, нельзя развить нравственные стороны своей души. Богатство, исходя из целей, Аристотель разделяет на два вида.
Первый вид — экономика. Это приобретение, согласное, с природой. Это то, что позволяет жить с достоинством и обеспечивает благую жизнь. Для этого не нужно большого богатства.
Второй вид — хрематистика. Речь идет о приобретении, возникающем из обмена и денежного обращения. Хрематистика есть орудие безграничного накопления и обогащения. В античные времена такое богатство имели в основном ростовщики. Ростовщичество, по Аристотелю, — это ненормальная форма богатства.
Вопросы для самопроверки
1. За что Аристотель критикует натурфилософов?
2. Почему Аристотель считает, что платоновские «идеи» бесполезны для познания вещей?
3. Как Аристотель объяснял несовершенство материальных вещей?
4. Следуя учению Аристотеля о действительности и возможности, разберите пример со строящимся из кирпича зданием.
5. Как Аристотель решает вопрос о наличии и источнике в мире движения? Может ли нематериальная субстанция стать причиной движения материальных вещей?
6. Попробуйте определить политическую организацию США и Англии на основе Аристотелевского учения о формах государства.
7. Аристотель считал тиранию наихудшей формой государственного устройства. Как вы считаете, могла ли тирания нести благо гражданам полиса? Ответ обоснуйте.;
8. Вся природа согласно Аристотелю есть иерархия воплощенных форм. Внизу находится первоматерия (или чистая возможность), затем идут неживые вещи (земля, камни), далее — растения, за ними — животные, следующая ступень — человек и, наконец, Форма форм (чистая актуальность), или
Раздел II. Античная философия
Бог. Попробуйте пояснить, почему философ расположил ступени «лестницы воплощенных форм» именно в таком порядке.
9. В России бытует мнение, что «бедность — -не порок». Как бы отнесся к этому Аристотель? Какие современные формы бизнеса можно отнести согласно аристотелевской классификации к хрематистике?
Литература
1. Аристотель, Соч.: В 4 т. М., 1975—1982.
2. Асмус АФ. Античная философия. М., 1999.
3. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.
4. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. Серия <ЖЗЛ» (в соавторстве с АА. Тахо-Годи). М., 1993.
5. Лосев А.Ф. Аристотель. Жизнь и смысл (в соавторстве с А.А. Тахо-Годи). М., 1982.
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
7. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М„ 1997.
8. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
9. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.