Характеристика калькуляционных статей издержек

Статьи По составу затрат По способу отнесения на себестоимость продукции По объему производства продукции По экономической роли в процессе производства По участию в процессе производства
Простые Комплексные Прямые Косвенные Условно- переменные Условно- постоянные Основные Накладные Производственные Коммерческие
1. Сырье и материалы +   +   +   +   +  
2.Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты +   +   +   +   +  
3.Возвратные отходы +   +   +   +   +  
4.Топливо и энергия на технологические нужды +   +   +   +   +  
5.Основная заработная плата производственных рабочих +   +   +   +   +  
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих +   +   +   +   +  
7.Отчисления на социальное страхование +   +   +   +   +  
8.Общепроизводственные   +   +       + +  
9.Общехозяйственные   +   +   +   + +  
10.Прочие производственные расходы                    
11.Коммерческие расходы   +   +     +     +

Сумма первых восьми статей за вычетом возвратных отходов, представляет собой цеховую себестоимость. Прибавляя к полученному результату общехозяйственные расходы и прочие производственные расходы имеем производственную себестоимость. И, наконец, прибавляя к производственной себестоимости коммерческие расходы, имеем полную себестоимость.

Рассмотрим некоторые из предложенных калькуляционных статей более подробно.

Статья «Общепроизводственные расходы». Это комплексная статья. На нее относятся расходы на оплату труда работников аппарата управления цехов и прочего цехового персонала, отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда данных работников, амортизация, затраты на содержание, текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общецехового назначения, затраты на мероприятия по охране труда и др. Расчет данной статьи расходов представлен в формуле 9.4.

, (9.4)

где – фонд основной заработной платы производственных рабочих предприятия, руб.;

– процент общепроизводственных расходов (установленная процентная ставка зависит от размера предприятия), %.

Статья «Общехозяйственные расходы». К данной статье относятся расходы, связанные с управлением и организацией производства в целом: заработная плата аппарата управления организации; отчисления на социальные нужды от заработной платы данных работников; расходы на командировки, амортизацию, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения; расходы по противопожарной и сторожевой охране, подготовке кадров; отчисления в инновационный фонд; налоги, сборы и отчисления, относимые на себестоимость, и др. Расчет данной статьи расходов представлен в формуле 9.5.

, (9.5)

где – фонд основной заработной платы производственных рабочих предприятия, руб.;

– процент общехозяйственных расходов (установленная процентная ставка зависит от размера предприятия), %.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются по видам выпускаемой продукции пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих или объему произведенной продукции. Конкретный порядок определяется в приказе об учетной политике организации.

Статья «Коммерческие расходы» включает в себя затраты на реализацию продукции: транспортировка готовой продукции к местам продаж, расходы на рекламу и продвижение продукции и др. Базой расчета коммерческих расходов является производственная себестоимость:

, (9.6)

где – производственная себестоимость товарной продукции, руб.;

%КР – процент коммерческих расходов на предприятии, %.

Планирование себестоимости и источники ее снижения

Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи:

- обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и об­щая сумма затрат на производство;

- определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным;

- выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство.

Следовательно, исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и разработка сметы затрат, а также определения уровня себестоимости отдельных видов продукции. При планировании используется ряд различных показателей:

- показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции (себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции);

- абсолютные показатели (сумма затрат на производство всей продукции, себестоимость валовой продукции, товарной и реализуемой продукции);

- показатели, характеризующие динамику затрат (изменение себестоимости единицы продукции (в %), изменение затрат на один рубль продукции (в %).

По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:

- перспективное (более трех лет);

- среднесрочное – от двух до трех лет;

- краткосрочное (текущее) – до одного года.

В планировании себестоимости известно несколько методов:

1. Нормативно-балансовый метод (метод прямого счета ), который базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность данного метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.

2. Расчетно-аналитический (пофакторный) метод который, предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических показателей на себестоимость продукции позволяет установить величину ее экономии (перерасхода) в плановом периоде по сравнению с базисным.

Как уже говорилось выше, одним из исходных моментов в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения.

В условиях действующего производства снижение себестоимости является важнейшим источником роста прибыли предприятия, снижения цен на выпускаемую продукцию, уменьшения потребности в оборотных средствах и т.д.

В таблице 9.1. приведены источники и факторы снижения себестоимости продукции предприятия.

Таблица 9.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: