Статьи | По составу затрат | По способу отнесения на себестоимость продукции | По объему производства продукции | По экономической роли в процессе производства | По участию в процессе производства | |||||
Простые | Комплексные | Прямые | Косвенные | Условно- переменные | Условно- постоянные | Основные | Накладные | Производственные | Коммерческие | |
1. Сырье и материалы | + | + | + | + | + | |||||
2.Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | + | + | + | + | + | |||||
3.Возвратные отходы | + | + | + | + | + | |||||
4.Топливо и энергия на технологические нужды | + | + | + | + | + | |||||
5.Основная заработная плата производственных рабочих | + | + | + | + | + | |||||
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих | + | + | + | + | + | |||||
7.Отчисления на социальное страхование | + | + | + | + | + | |||||
8.Общепроизводственные | + | + | + | + | ||||||
9.Общехозяйственные | + | + | + | + | + | |||||
10.Прочие производственные расходы | ||||||||||
11.Коммерческие расходы | + | + | + | + |
Сумма первых восьми статей за вычетом возвратных отходов, представляет собой цеховую себестоимость. Прибавляя к полученному результату общехозяйственные расходы и прочие производственные расходы имеем производственную себестоимость. И, наконец, прибавляя к производственной себестоимости коммерческие расходы, имеем полную себестоимость.
|
|
Рассмотрим некоторые из предложенных калькуляционных статей более подробно.
Статья «Общепроизводственные расходы». Это комплексная статья. На нее относятся расходы на оплату труда работников аппарата управления цехов и прочего цехового персонала, отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда данных работников, амортизация, затраты на содержание, текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общецехового назначения, затраты на мероприятия по охране труда и др. Расчет данной статьи расходов представлен в формуле 9.4.
, (9.4)
где – фонд основной заработной платы производственных рабочих предприятия, руб.;
– процент общепроизводственных расходов (установленная процентная ставка зависит от размера предприятия), %.
Статья «Общехозяйственные расходы». К данной статье относятся расходы, связанные с управлением и организацией производства в целом: заработная плата аппарата управления организации; отчисления на социальные нужды от заработной платы данных работников; расходы на командировки, амортизацию, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения; расходы по противопожарной и сторожевой охране, подготовке кадров; отчисления в инновационный фонд; налоги, сборы и отчисления, относимые на себестоимость, и др. Расчет данной статьи расходов представлен в формуле 9.5.
|
|
, (9.5)
где – фонд основной заработной платы производственных рабочих предприятия, руб.;
– процент общехозяйственных расходов (установленная процентная ставка зависит от размера предприятия), %.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются по видам выпускаемой продукции пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих или объему произведенной продукции. Конкретный порядок определяется в приказе об учетной политике организации.
Статья «Коммерческие расходы» включает в себя затраты на реализацию продукции: транспортировка готовой продукции к местам продаж, расходы на рекламу и продвижение продукции и др. Базой расчета коммерческих расходов является производственная себестоимость:
, (9.6)
где – производственная себестоимость товарной продукции, руб.;
%КР – процент коммерческих расходов на предприятии, %.
Планирование себестоимости и источники ее снижения
Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи:
- обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство;
- определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным;
- выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство.
Следовательно, исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и разработка сметы затрат, а также определения уровня себестоимости отдельных видов продукции. При планировании используется ряд различных показателей:
- показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции (себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции);
- абсолютные показатели (сумма затрат на производство всей продукции, себестоимость валовой продукции, товарной и реализуемой продукции);
- показатели, характеризующие динамику затрат (изменение себестоимости единицы продукции (в %), изменение затрат на один рубль продукции (в %).
По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:
- перспективное (более трех лет);
- среднесрочное – от двух до трех лет;
- краткосрочное (текущее) – до одного года.
В планировании себестоимости известно несколько методов:
1. Нормативно-балансовый метод (метод прямого счета ), который базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность данного метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.
2. Расчетно-аналитический (пофакторный) метод который, предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических показателей на себестоимость продукции позволяет установить величину ее экономии (перерасхода) в плановом периоде по сравнению с базисным.
Как уже говорилось выше, одним из исходных моментов в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения.
|
|
В условиях действующего производства снижение себестоимости является важнейшим источником роста прибыли предприятия, снижения цен на выпускаемую продукцию, уменьшения потребности в оборотных средствах и т.д.
В таблице 9.1. приведены источники и факторы снижения себестоимости продукции предприятия.
Таблица 9.1.