Административно-правовые отношения – это общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти, урегулированные нормами административного права. Обладая признаками, общими для всех правоотношений, административно-правовые отношения имеют свои особенности. Это отношения власти и подчинения. В них отсутствует равенство сторон, что предполагает подчинение воли одних участников отношения единой управляющей воле.
Административно-правовые отношения складываются в сфере управления, и обязательными их участниками являются субъекты исполнительной власти. Возникают они по инициативе одной из сторон.
Структура административных отношений включает в себя такие составные части (элементы), как субъект, объект и юридические факты.
Субъекты отношений – это участники правоотношений, в качестве которых могут выступать субъекты права, наделенные административными правами и обязанностями.
Объект правоотношений - это то, по поводу чего они возникли. Выделяют общий объект – общественные отношения и непосредственный объект - действия, поведение людей.
|
|
Юридические факты – это действия или бездействия, а также не зависящие от воли людей события, с которыми законодатель связывает наступление юридических последствий. На их основании возникают административные правоотношения, или права и обязанности участников отношений, которые составляют содержание последних. Некоторые авторы третьим элементом административных правоотношений называют их содержание.
Административно-правовые отношения классифицируют по различным основаниям.
По содержанию их делят на материальные и процессуальные.
Материальные отношения – это правоотношения, регулируемые материальными нормами административного права. Процессуальные соответственно - административно-процессуальными, определяющими порядок реализации материальных.
По целям административно-правовые отношения подразделяются на регулятивные и охранительные (деликтные).
По соотношению прав и обязанностей субъектов правоотношения их делят на вертикальные (властеотношения) и горизонтальные - отношения сотрудничества (между несоподчиненными участниками правоотношений).
Административно-правовые отношения, как правило, защищаются в административном порядке, иногда - в судебном (рассмотрение жалобы судом на действия решения субъектов исполнительной власти).
Нормативные акты и литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (с изм. и доп. внесенными ФКЗ от 31 декабря 1997 г. СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712; 1998, №1, Ст. 1).
|
|
3. Учебники и учебные пособия по административному праву.
4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
5. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск., 1995.
6. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. М., 1998.
7. Василенко И.А. Административно-правовое управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебное пособие. М., 2000.
8. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.
9. Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001.