Современная космогония

"Мир бесконечен во времени и пространстве. Он не имеет пределов ивсегда существовал". Такова одна из краеугольных аксиом, с которойсовременный атеизм выступает против религии. Материалисты полагают, что этопредставление о Вселенной неизбежно "зачеркивает" Творца. Между тем, как мывидели, религиозное мировоззрение легко может допустить, что творение естьвневременная категория, что бесконечный и безначальный Бог являетсяПервопричиной Вселенной, бесконечной во времени и пространстве. К этому,например, склоняется современный выдающийся богослов А. Сертийянж(Sertillanges A. D. L'idee de la creation et ses retentissements enphilosophic. Paris, 1945. P. 40). Однако не религиозные идеи, а само развитие естествознания поставилопод сомнение эту аксиому материализма. В 1922 году советский ученый А. А. Фридман предложил свое решениеэйнштейновского уравнения. Из этого решения вытекало, что Вселеннаярасширяется и представляет собой нечто замкнутое (Фридман А. А. Мир какпространство и время. М., 1965. С. 102). Через три года после этогобельгийский математик аббат Леметр выдвинул аналогичную теорию, в которой онговорил о Первоатоме и о первоначальном взрыве, родившем сферическуюВселенную (Леметр Г. Расширяющаяся Вселенная. - Мироведение. Т. XXIV. 1930,N 4. С. 225). Математические расчеты были скоро подтверждены наблюдениями. Согласно"принципу Доплера", воспринимаемая нами длина волны света зависит отдвижения тела. Если это тело приближается к нам, то происходит смещение кфиолетовому краю спектра, если удаляется от нас - то к красному. По этому"красному смещению", как доказал Хаббл, мы можем определять скоростьдвижения светящегося тела (Джонс Г., Ротблит Дж., Уитро Г. Атом и Вселенная/Пер. с англ. М., 1961. С. 238). Уже в 1917 году было отмечено, что наблюдаемые астрономами галактикидают эффект "красного смещения". Вслед за этим последовал ряд открытий,показавших, что чем дальше от нас расположены галактики, тем быстрее они"убегают". Некоторые из них несутся со скоростью до 60 000 км в секунду. Обратный расчет позволил определить и возраст Вселенной. Он оказалсяравным нескольким миллиардам лет. Таким образом, вычисления и наблюдениесомкнулись. Теория расширяющейся Вселенной была признана Эйнштейном(Эйнштейн А. Сущность теории относительности/ Пер. с нем.), А. Эддингтоном(The Expanding Universe. 1948), Г. Гамовым и рядом других выдающихся ученых. Эта теория объяснила также "парадокс Олберса". Согласно этому парадоксузамкнутое пространство исключает возможность ночи на Земле. Миллион солнцсияют во Вселенной. "Свет от этих солнц вынужден вечно обходить Вселенную,изгибая свою траекторию в соответствии с местными искривлениямипространства-времени. В результате ночное небо было бы освещено так же ярко,как в случае бесконечного количества солнц. Понятие расширяющейся Вселеннойочень просто устраняет этот парадокс. Если далекие галактики уносятся отЗемли со скоростями, пропорциональными расстоянию до них, то полноеколичество света, достигающего Земли, должно уменьшаться" (Гарднер М. Теорияотносительности/ Пер. с англ. М., 1965. С. 67). Артур Эддингтон считает, что расширение может привести к рассеиванию игибели Вселенной. Другие предполагают, что за расширением последует обратноедвижение. Английский астроном Фредерик Хойл одно время отстаивал гипотезу,согласно которой в противовес расширению и рассеиванию материя непрерывновозникает вновь в виде атомов водорода. Это возникновение идет необыкновенномедленно, так как, по подсчетам Хойла, если бы один атом водородаобразовывался в пространстве, равном по размеру ведру, раз в 10 миллионовлет, то этого было бы достаточно для поддержания равновесия во Вселенной. Нокак возникают эти атомы водорода, откуда появляется материя? "Она появляетсяниоткуда, - отвечает Хойл, - материя просто возникает - она создается. Водно время различные атомы, составляющие вещество, не существуют, а в болеепозднее время они существуют" (The Nature of Universe. Oxford, 1950. P.125). В настоящее время Хойл постепенно отходит от своих взглядов, и перевесполучает теория расширяющейся Вселенной (См.: Гинзбург В. Л. Как устроенаВселенная и как она развивается во времени. - "Наука и жизнь". 1968, N"1-3.; Зельдович Я. 1)., Новиков И. Д. Современные тенденции в космологии. -"Вопросы философии". 1975, N 6.). Однако, какую бы из двух наиболее распространенных теорий мы ниприняли, ни та, ни другая не подтверждают аксиомы материализма. Более того,его ошибка заключается в переведении вопроса о Первопричине непосредственнов план естествознания. Между тем, как говорит А. Эддингтон, "вопрос оПервопричине представляет, по-видимому, непреодолимые трудности, если мыоткрыто не признаем его относящимся к области надприродного". "Физическое"истолкование вопроса о Первопричине сказалось и на отношении сторонниковатеизма к новой космогонии. Первая их реакция была: отрицать, отрицать вочто бы то ни стало. Например, в книге И. П. Барабашева "Борьба материализмаи идеализма в современной космогонии", выпущенной Ленинградскимуниверситетом в 1952 году, говорилось'. "Буржуазная астрономия, переживающаяглубочайший кризис, находится в состоянии застоя и идейного загнивания.Особенно наглядно это проявляется в усилении мистики и поповщины в областисовременных космогонических и космологических "теорий", ныне прямо и открытосмыкающихся с теологией. Ярким свидетельством этого может служить широкаяпроповедь в буржуазных странах реакционно-мистических идей о конечностиВселенной, о "расширяющейся Вселенной", мракобеснические рассужденияЭддингтона, Джинса, Милна, Эйнштейна и др. о конечности мира, призывающих"научно" обосновать библейский миф" (С. 94). Таким образом, в "мракобесы"попали наиболее выдающиеся ученые XX века. Но уже через несколько летпришлось постепенно менять позиции. Правда, делались попытки найтикакое-нибудь иное объяснение "красному смещению" (См.: Мелюхин С. Т.Проблема конечного и бесконечного. М., 1958. С. 195). Но безуспешно. Оностановилось понятным только в свете принципа Допплера. Когда это сталоясным, начали очень осторожно и с оговорками принимать теорию расширения. Ейстарались придать такую форму, которая не противоречила бы аксиоме диамата.Стали утверждать, что расширяется не Вселенная, а некая Метагалактика, чтоза ее пределами, то есть за пределами Вселенной, может быть другаяВселенная, которая не расширяется (Всехсвятский С., Казютинский В. Рождениемиров. М" 1961. С. 144). В конце концов эта теория прочно вошла как внаучную, так и в популярную литературу. Академик Амбарцумян в одном своемвыступлении говорил: "Удаление галактик друг от друга, расширениеМетагалактики, является интереснейшим фактом, который должен найти своеобъяснение. Одно время было очень много шума, особенно за границей, поповоду расширения системы галактик. В этом пытались увидеть что-то необычные(!). И, как правило, все сводили к Богу. Действительно, явление расширенияМетагалактики - это один из многих очень глубоких и трудных вопросов,относящихся к тому, как устроена реальная Вселенная". (Амбарцумян В. А. Мирдалеких галактик. - "Наука и жизнь". 1963, N 3. С. 86). Теперь уже больше не пытаются дать иное истолкование "красномусмещению". Советские астрономы признали допустимость теории расширяющейсяВселенной. Однако, чтобы спасти парую аксиому, продолжают называть ВселеннуюМетагалактикой и строить фантастические предположения о какой-то другойВселенной за пределами нашей. Против этого предположения ничего возразитьнельзя, так как оно основано не на данных науки, а на чисто догматическихпредпосылках. Впрочем, могут сказать, что и религия исходит из ряда догматическихпринципов. Но при этом забывают, что в этом случае источник догмата ясен.Когда библейский пророк учит о Едином Боге, он опирается на духовноепостижение, на Откровение. Материализм же, который отрицает Откровение,ставит свои догматы в положение крайне сомнительное. Они повисают в воздухеи скорее являются тормозом для естествознания, чем стимулом к его развитию. В заключение остается указать на утверждение материалистов, чтосотворение мира невозможно, даже если и признать целиком теориюрасширяющейся Вселенной. Так, известный астрофизик И. Шкловский пишет: "Есливывод о том, что 12 миллиардов лет назад в с я (Разрядка моя. - А. М.)Вселенная представляла собой сверхплотную ядерную каплю, является правильным(а это, по-видимому, так), всякие рассуждения о "начале" и тем более"сотворении" мира являются ненаучными... Излишне подчеркивать, что вусловиях такой Вселенной - сверхплотной капли - никакая жизнь невозможна"(Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1965. С. 75). Автор совершенно прав, когда говорит, что тайна творения не может бытьосвещена с позиций науки. Здесь ее методы неприложимы. Но ссылка на"невозможность жизни" как на аргумент против творения - явно несостоятельнаи даже нелепа. Уж не думает ли Шкловский, что для сверхприродной творческойСилы нужны какие-то особые физические усилия? Если природа первоатоматакова, что в нем невозможна биологическая жизнь, то какое отношение этоможет иметь к духовному плану бытия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: