Анализ структуры ассортимента с помощью матрицы

«Баланса выживания»

Формирование ассортиментной политики швейного предприятия на основе оценки конкурентоспособности швейных изделий может быть выполнено также по результатам социологических опросов потребителей (экспертов) путём построения матрицы «Баланса выживания». При этом оцениваются следующие группы показателей:

· экономические (спрос, ресурсообеспечение, прибыльность изделий);

· потребительские (цена приобретения, соответствие моде, товарный вид изделия, упаковка).

Показатели оценивают по пятибалльной шкале. Для построения «Баланса выживания» по каждому показателю и виду продукции оценки экспертов суммируются и вносятся в матрицу. По сумме этих результатов рассчитывается сводный показатель, величина которого определяет рейтинг продукции. Изделию с самым высоким сводным показателем присваивается первое место. Далее находится доля каждого показателя в процентах от общей суммы всех сводных показателей. Полученная структура ассортимента учитывается при формировании производственной программы швейного предприятия [36].

Критерии оптимизации ассортимента могут базироваться на результатах анализа:

* затрат;

* безубыточности по каждому виду выпускаемой продукции.

В антикризисном управлении анализ точек безубыточности является способом классификации продукции предприятия с точки зрения ее доходности и перспектив развития производства.

Классификация может быть проведена также на основе трех оценочных параметров:

1) Q - объем производства продукции;

2) Qпр - объем реализации за тот же период;

3) Qб - точка безубыточности.

На основании соотношения указанных параметров продукцию разделяют на группы, по каждой из которых должны быть решены специфические задачи, позволяющие принять правильное решение по формированию ассортимента.

Группировка происходит исходя из следующих условий:

Группа 1: Qб < Q = Qпр. Продукция по этой группе реализуется полностью, объем выпуска превосходит порог рентабельности. Задачи формирования ассортиментной политики заключаются в проверке емкости рынка и производственной мощности предприятия в целях возможного увеличения объемов производства, а также в анализе эластичности рынка для выбора рациональной ценовой политики, т.е. примет ли рынок товар по более высокой цене.

Группа 2: Qб < Q > Qпр. Имеются трудности в реализации. В задачи формирования ассортиментной политики по этой группе входит выявление устаревших изделий, производство которых неперспективно, нахождение новых рынков, определение возможностей реализации модернизированной продукции, выработка ценовой политики в отношении данной продукции.

Группа 3: QБ > Q = Qпр. По данной группе производство продукции нерентабельно, но вся она находит спрос. При формировании ассортиментной политики необходимо определить возможности увеличения выпуска продукции для того, чтобы преодолеть точку безубыточности и (или) исследовать возможности предложения продукции на рынок по более высокой цене, что тоже позволит преодолеть точку безубыточности.

Группа 4: Qб > Q > Qпр. Для продукции этой группы характерны сложности в реализации и нерентабельность производства. При формировании ассортиментной политики требуется решить вопрос о целесообразности выпуска этого товара. Однако если отсутствие рентабельности связано с освоением нового вида продукции, то задачей является ускорение выхода на рентабельные объемы производства, активное продвижение нового товара на рынок, рекламная кампания и т.п.

Простым критерием оптимизации ассортимента является величина показателя «маржа валовая удельная»:

Чем выше разница продажной цены и переменных затрат на производство единицы изделия у i-го товара, тем к большему росту прибыли приведет увеличение производства на единицу этого товара.

Следовательно, более выгодно производство и реализация продукции, у которой показатель Мв.уд.i больше. [37].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: