Любой вид транспорта представляет потенциальную опасность для человека.
Транспорт относится к числу успешно функционирующих в настоящее время отраслей, имеющих производственную специфику, обусловленную существующей материально-технической базой и реализуемой социально-экономической функцией. К транспортным средствам относятся воздушные суда; суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства; железнодорожный подвижной состав; подвижной состав автомо-
90
Стр. 90 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Сильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на транспорте. В Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 9 февраля 20О7 г. № 16-ФЗ дается следующее определение понптня транспортной безопасности: «Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».
Акт незаконного вмешательства рассматривается как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт. угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса. повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет до 46 тыс. человек, получают ранения и увечья до 2?0 тыс. человек. Значительная часть ДТП происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем '/, ДТП — следствие плохой подготовки водителей, которые либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо покупают водительские удостоверения. Наиболее опасными нарушениями остаются превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, управление транспортом в нетрезвом состоянии.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность машинистов, Чаше всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При перевозке опасных грузов (л егковоспл а меняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества) возможны взрывы и пожары. ликвидация которых достаточно сложна.
Не уменьшается количество аварий л катастроф на воздушном транспорте, К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы системы управления, электропитания, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров,
Крупные аварии и катастрофы на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине
9;
Стр. 91 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
капитанов, лоцманов и членов экипажа. Значительная часть аварии происходит вследствие неумелой эксплуатации судов, например. часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и их плохое крепление.
Таким образом, эксплуатация транспортных средств представляет серьезную опасность для населения при нарушении правил дорожного движения, инструкций и требований управления транспортными средствами.
Поэтому обеспечение безопасности движения на транспорте является весьма актуальной проблемой современности и требует введения законодательно установленных организационно-правовых норм и правил. Транспортную безопасность обеспечивает реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных мер в сфере транспортного комплекса.
К объектам транспортной инфраструктуры относят технологически]! комплекс, включающий железнодорожные,трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, специализированные речные порты, портовые средства, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения. устройства и оборудование.
Субъектами транспортной инфраструктуры выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Основными целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, зашита интересов личности, обшества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства,
Основные задачи обеспечения транспортной безопасности:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
92
Стр. 92 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
?) разделение на категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной Безопасности;
5) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств',
6) осуществление контроля и надзора н области обеспечения транспортной безопасности;
7) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности,
Требования по обеспечению транспортной безопасности. учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и норматнвно-правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими безопасность Российской Федерации, осуществляющими функции в сфере внутренних дел и экономического развития.
При угрозе транспортной безопасности все субъекты обязаны незамедлительно информировать об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Кроме того, все субъекты обязаны оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с заинтересованными ведомствами. Оценка уязвимости данных объектов проводится специализированными организациями в области обеспечения транс портной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
По результатам оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспорт-
93
Стр. 93 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
ной безопасности. Их реализация осуществляется организациями инфраструктуры и транспортных средств или совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления,