Экономическая безопасность организации (предприятия)

В современных условиях процесс успешного функционирова­ния и экономического развития российских предприятии во мно­гом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность организации^ предприятия (ЭЕ) — это состояние защищенности жизненно важных интересов, пред­приятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руковод­ством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-тех­нического и социально-психологического направлений. Главным в определении экономической безопасности предприятия является то, что:

состояние защищенности имеет динамический характер; внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние; система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной сис­темой обеспечения безопасности^

Нормативные гарантии — это правовое обеспечение хозяй­ственной деятельности предприятия, формирование на этой ос­нове соответствующих юридических отношений, определение и защита правомерного поведения подразделений и работников предприятия в целях его безопасности, использование мер госу­дарственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия. Нормы права определяют со­держание режима безопасности и в сочетании с мерами по уста­новлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности пред­приятия.

Организационные гарантии формируются путем разработки процесса определения и устранения угроз деятельности предпри­ятия и построения и поддержания с его помощью высокой рабо­тоспособности общей организационной структуры управления; использования механизма стимулирования; ее оптимального функционирования: соответствующей подготовки кадрон: при­нятия мер по сближению интересов и консолидации усилий тру­дового коллектива предприятия для обеспечения его безопас­ности.

256


Стр. 256 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, ин­формационных, кадровых и иных ресурсов предприятия, обеспе­чивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия предусматриваются два подхода к за­щите:

1) упреждающая деятельность, т.е. разработка и осуществле­ние ко мп леке а управленческих мер и мероприятий, носящих пре­дупредительный характер п направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразде­лений предприятия, его работников и членов их семей. Основны­ми направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой ра­боте, информационной деятельности и по обеспечению безопас­ности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, те. осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нару­шения режима безопасности и проверку соблюдения требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событии.

Предпринимательская деятельность связана с решением орга­низационных вопросов, правовыми и экономическими пробле­мами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно ус­ложняется управление деятельностью, когда предприятие имеет широкие деловые связи и значительное число контрагентов: по­ставщиков, кредиторов, клиентов. По линиям внутренних и вне­шних связей предприятия могут реал и зов ываться угрозы его эко­номической безопасности. Для обеспечения максимальной сте­пени зашиты от этих угроз необходима деятельность, которая должна иметь системный характер.

Объектам системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта пред­принимательской деятельности в текушем и перспективном пе­риодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопас­ности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспект­ным, эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению

257


Стр. 257 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в уп­равлении объектом всех основных его аспектов, все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, единстве.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства — это совокупность взаимосвязанных ме­роприятий организационно-правового характера, осуществля­емых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юри­дических лиц, которые могут привести к существенным эконо­мическим потерям.

Основу разработки комплексной системы обеспечения эко­номической безопасности предпринимательства, должна состав-лятьопределеннаяконцепция, которая вкл ючает цел ь ком пл е кс -ной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект, субъект, стратегию и тактику.

Лель данной системы— минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного п реализуемого ком­плекса мероприятий экономп ко-правового и организационного характера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечивающие основу сис­темы безопасности; вторичными являются технические, физичес­кие и другие меры, В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объединяющие все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения экономической бе­зопасности:

прогнозирование возможных угроз экономической безопас­ности;

организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз эко­номической безопасности',

принятие решений и организация деятельности по реагирова­нию на возникшие угрозы;

постоянное совершенствование системы обеспечения эконо­мической безопасности предприятия.

258


Стр. 258 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны ос­новываться на ряде следующих принципов:

1) принцип законности. Вся деятельность предприятия должна носить законный характер, иначе система обеспечения безопас­ности может быть разрушена по вине самого субъекта предпри­нимательства, Негативными последствиями могут быть различ­ного рода санкции правоохранительных органон:

2) принцип экономической целесообразности. Следует организо­вывать защиту только тех объектон. затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь так­же должны учитываться финансовые возможности предприятия по организации системы экономической безопасности;

3) сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные меры носят предупредительный характер и позволяют не допус­тить возникновения или реализации угроз экономической безо­пасности, Реактивные меры предпринимаются в случае реально­го возникновения угроз или необходимости минимизации их нега­тивных последствий',

4) принцип непрерывности. Функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприни­мательства должно осуществляться постоянно;

5) принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации-,

6) координация. Для достижения поставленных задач необходи­мо постоянное согласование деятельности различных подразделе­ний службы безопасности, самого предприятия и сочетание орга­низационных, экономико-правовых и прочих способов защиты;

7) полная подконтрольность системы обеспечения экономичес­кой безопасности руководству субъекта предпринимательской де­ятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориенти­рованное на решение узких задач, без учета интересов предпри­ятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятель­ности системы и ее возможного совершенствования,

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и харак­теристиками объекта, но и специфическими условиями внешней

259


Стр. 259 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


среды. Исходя из этого, можно выделить внешние и внутренние субъекты обеспечивающие экономическую безопасность пред­принимательства,

Внешние субъекты — органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предприни­мательской деятельности. Эти органы формируют законодатель-ную основу функционирования и защиты предпринимательства в различных его аспектах,

Внутренние субъекты — лица, непосредственно осуществля­ющие деятельность по защите экономической безопасности кон­кретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъек­тов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работник]! из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской де­ятельности.

Таким образом, комплексная система экономической безо­пасности предприятия должна включать в себя строго определен­ное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей п р едпр! [ним ател ьской делтел ьност! [.

Уровень экономической безопасности предприятия является важнейшим показателем экономической безопасности организа­ции, под которым понимается оценка состояния использования внутри организационных ресурсов по критериям уровня экономи­ческой безопасности предприятия. Для достижения высокого уровня экономической безопасности предприятие должно осу­ществлять деятельность по обеспечению максимальной безопас­ности основных элементов своей работы,

Основные элементы экономической безопасности предпри­ятия — это совокупность главных направлений его экономичес­кой безопасности, отличающихся друг от друга по содержанию (рис. 73).

Каждый из элементов характеризуется собственным содержа­нием, набором функциональных критериев и способами обеспе­чения,

Финансовые элементы могут быть определены как совокуп­ность работ по обеспечению максимально высокого уровня пла­тежеспособности предприятия и ликвидности его оборотных средств, наиболее эффективной структуры капитала предпри­ятия, повышению качества планирования и осуществления фи-

260


Стр. 260 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 261 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


ства предприятия', сохранность имущества предприятия от нега­ти яных воздействии, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости; обеспечение информационной безо­пасности предприятия; проведен]те предупредительных действий к: источникам возможных угроз внешней среды предприятия.

Уровень экономической безопасности предприятия базирует­ся на том, насколько эффективно службам предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воз­ле йствин на различные элементы экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознан­ные или неосознанные действия людей, предприятий, органов государственной власти, предприятий-конкурентов, а также сте­чения объективных обстоятельств (состояние финансовой конъ­юнктуры на рынках данного предприятия, форс-мажорные об­стоятельства и т.д.).

Угрозы экономической безопасности предпринимательства — это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц. нарушающие состояние защищенности субъ­екта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности либо к экономическим и другим потерям.

Угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные послед­ствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопас­ности предпринимательства деятельность руководства предпри­ятия по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, органи­зацию производства совершенно нового товара. Все эти управ­ленческие решения являются рискованными и могут иметь нега­тивные экономические последствия, поскольку могут резко из­мениться конъюнктура на рынке ценных бумаг и потребности населения либо новые организационные формы не оправдают себя. Однако в конечном счете все эти решения направлены на достижение основной цели предприятия, на его дальней шее раз­витие. Не может считаться угрозой безопасности предпринима­тельства установление руководством предприятия низких цен на продукцию в начальный период его деятельности, хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу; позже разница в ценах будет устранена.

202


Стр. 262 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Действия же, определяемые как угрозы, сознательно на­правлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации предприятия, от посягательств на ее экономичес­кую безопасность.

Деятельность руководства предприятия, несмотря на риско­ванный характер, в общем соответствует действующему законо­дательству, Угрозы, как правило, предполагают нарушение зако­нодательных норм {той или иной отрасли права — гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих, Для угроз экономи­ческой безопасности предпринимательской деятельности харак­терны три признака:

сознательный и корыстный характер;

направленность действий на нанесение ущерба субъекту пред-

п р и н ] 1 мател ьства;

противоправный характер.

Рассмотрим классификацию угроз экономической безопас­ности предпринимательской деятельности по различным крите­риям,

По источнику возникновения угрозы можно разделить на вне­шние и внутренние. К внешним могут относиться, например, хи­щение материальных средств и ценностей лицами, не работаю­щими на данном предприятии, промышленный шпионаж, неза­конные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние угрозы — разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономи­ческой безопасности и лиц, отвечающих за проверку контраген­тов, Наибольшую опасность, как правило, представляют вне­шние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую — это реа­лизация внешних «заказов*».

По экспертной оценке В.И. Ярочкина. 81,7% угроз соверша­ется либо самим персоналом предприятия, либо при его прямом или опосредованном участии (внутренние угрозы); 17,3% — это внешние угрозы или преступные действия; 1,0% — угрозы со сто­роны случайных лиц,

По степени тяжести последствий угрозы могут быть с высо­кой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий,

Угрозы с высокой тяжестью последствий могут привести к рез­кому ухудшению всех финансово-экономических показателей

263


Стр. 263 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


деятельности предприятия, что вызывает немедленное прекраще­ние его деятельности, либо наносят такой непоправимый вред. который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае п рои сходит л и кви д а цпя пре д п р и ягия.

Значительная степень тяжести последствии реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финан­совых потерь, которые окажут негативное воздействие на его основные финансово-экономические показатели, его деятель­ность в будущем и будут преодолеваться в течение длительного периода,

Средняя степень тяжести означает, что преодоление послед­ствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит поте­ри). сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времен и.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность,

По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства предприятия с тре­бованием выдать ему деньги, сопровождающимся нецензурной бранью. Факторы малой вероятности данной угрозы:

угрожает один человек (а не организованная группа);

■ отсутствуют реальные возможности приведения угрозы н ис­
полнение;

существуют достаточно простые способы защиты (путем фи­зического выдворения данного лица либо сдачи его правоох­ранительным органам).

К реальным относятся, например, те угрозы, которые: сопровождаются физическим насилием, повреждением иму­щества предприятия, похищением работников (руководите­лей);

осуществляются организованной группой, выдвигающей кон­кретные требования;

■ осуществляются с участием криминальных элементов,
Угрозы могут различаться по воздействию на стадия предпра-

нимателйской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угро­зы на стадии создания предприятия и на стадии его функциони­рования.

264


Стр. 264 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


На стадии создания предприятия это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организа­ции предприятия, либо вымогательство со стороны преступных группировок. На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), производ­ственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, обору­дования), заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, огра­ничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объек­том посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угро­зы персоналу — шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Уг­розы материальным ресурсам — повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам — мошенничество, фальсификация финансовых документов, на-люты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресур­сам — несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов и пр.

По субъектам угроз угрозы классифицируются на:

угрозы со стороны криминальных структур;

угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;

угрозы со стороны контрагентов;

угрозы со стороны собственного персонала.

По виду ущерба выделяются угрозы, реализация которых несет прямой ушерб. и угрозы, реализация которых приведет к упущен­ной выгоде.

Проводя работу по обеспечению экономической безопасности предприятия, следует установить взаимосвязь угроз со стороны кон­курентов, злоумышленников и рисков, возникающих в процессе деятельности предприятия во времени и в пространстве угроз. Про­странство угроз охватывает объект зашиты— персонал предпри­ятия, имущество, финансовые средства, сведения, составляют и е коммерческую тайну. Каждая угроза влечет за собой определенный ушерб — моральный или материальный, а противодействие призва­но снизить его величину,

Служба безопасности (СБ) на предприятии — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности в странах с развитой экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану ком­мерческой тайны достигают 25% всех расходов на производство.

265


Стр. 265 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Необходимость СБ на предприятии определяется рядом при­чин, Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государства, занимаются вопросами предуп­режден ил и пресечения преступлении и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпываются причины, по которым нарушается безопасность предприятии. На­пример, последствия нарушения делоноп этики персоналом пред­приятия, а также организациями-партнерами часто несьма серьез­ны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтере­сованы в том, чтобы обнародовать факты о мошенничестве своих работников, сведения о потерях от криминальной конкуренции. а поэтому сами проводят служебное расследование, пытаются уст­ранить негативные последствия собственными силами. Однако нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные функции в борьбе с преступнос­тью, включал о пер эти в но-розыскные, следственные, судебные. сохраняются за государственными правоохранительным]! органа­ми. Службы безопасности на предприятиях решают главным об­разом задачи превентивного характера, предупреждения преступ­лений. затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер С Б, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности пред­приятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения меропри­ятии по безопасности. Все подразделения СБ в полном объеме создаются лишь крупными экономическими субъектами. Неболь­шие предприятия ограничиваются группами внутренней безопас­ности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты,

Правовой базой для создания СБ яапяется Закон РФ чО част­ной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции!* от 11 марта 1992 г. № 2487-1. которым предусматривается, что предприятия, расположенные на территории Российской Фе­дерации, независимо от их организационно-правовых форм. вправе учреждать обособленные подразделения— службы безо­пасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя,

Служба безопасности предприятия может выполнять следую­щие функции:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

266


Стр. 266 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


2) изучение рынка, сбор информации для деловых перегово­ров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнерон;

3) установление обстоятельств неправомерного использова­ния н предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разгла­шения сведений, состаачяющпх коммерческую тайну:

4) выяснение биографических, и других характеризующих лич­ность данных об отдельных гражданах (с их письменного согла­сия) при заключении ими трудовых договоров;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреж­дениями, организациями имущества:

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;

8) защита жизни и здоровья граждан;

9) охрана имущества собственников, н том числе при его транспортировке:

10) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслужива­ние средств охранно-пожарной сигнализации;

11) консультирование и подготовка рекомендации клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посяга­тельств:

12) вооруженная охрана имущества собственников, а также
использование технических и иных средств, не причиняющих
вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства
оперативной радио- и телефонной связи,

Для обеспечения защиты экономической безопасности пред­принимательской деятельности важное значение имеет создание собственной службы экономической безопасности (СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов при создании СЭБ:

1) принятие решения о необходимости создания СЭВ. Вопрос о создании С Б должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия в зависимости от выбираемого им вида деятельности, объема предполагаемой к производству продук­ции, размера годового оборота и прибыли, использования сек­ретов производства, количества работников и т,п, Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания СБ.

После государственной регистрации руководителями при­нимается окончательное решение о создании СЗБ. В случае по­ложительного решения вопроса определяется ответственное

267


Стр. 267 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


лицо (группа лиц), которое будет непосредственно заниматься организацией СЭБ:

2} определение общих задач СЭБ — предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты (персонал, информация, компьютерные сис­темы, здания и помещения)',

3} разработка положения о СЭБГ определение структуры и ут­верждение штатов:

4) набор кадров. Работникам]! СЭБ могут быть люди, специ­
ально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как
основной, и привлеченные специалисты (например, главный
бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников важнейшим требо­ванием является профессиональная подготовка, В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохра­нительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой поли­ции). имеюшим опыт работы и подходящим по морально-дело­вым качествам для данной деятельности. Для службы физичес­кой защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе. СОБРе, ОМОНе, которые обладают профес­сиональными навыками владения оружием и рукопашного боя:

5) непосредственная организация и функционирование СЭБ.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельнос­ти в Российской Федерации* предусматривает, что работники СБ. осуществляющие частную детективную и охранную деятель­ность, должны получить в законном порядке лицензии.

Для создания СЭБ предприятие представляет в органы внут­ренних дел по месту сноего нахождения следующие документы: заявление о согласовании устава С Б; устав СБ; ■ лицензии руководителя и персонала СБ на право осуществле­ния охранно-сыскной деятельности;

сведения о характере и направлениях деятельности СБ, соста­ве и предполагаемой численности персонала, наличии специ­альных, технических и иных средств, потребности в оружии. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не свя­занные с обеспечением безопасности своего предприятия,

В процессе функционирования значительную роль играют умелая расстановка кадров С Б руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным факто-

268


Стр. 268 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


ром повышения эффективности деятельности СЭБ является гиб­кая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Финансирование СЭБ осуществляется из прибыли. Важней­шим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач:

6) контроль за деятельностью СЭБ. В целях поддержания вы­сокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы С Б в целом, необходимы постоянный контроль и анализ результатов де­ятельности СЭБ. Для этого используются:

регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством пред­приятия;

отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах; анализ отчетов и заключение руководства предприятия об эф­фективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессиональ­ного уровня работников СЭБ является совершенствование дело­вых навыков, расширение знании, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответству­ющих курсах и изучением специальной литературы.

В процессе повседневной деятельности следует уделять вни­мание постоянному взаимодействию СЭБ с правоохранительны­ми органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных органов может осуществляться по следующим направлениям:

кадры — проверка правоохранительными органами кандида­тов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях, совершенных конкретными лицами, подготовка работников С Б с помошью правоохранительных органов: информация — обмен взаимно]! информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опас­ных лицах, лицах, находящихся в розыске, и пр.; организационное взаимодействие — создание системы со­вместного противодействия незаконной деятельности со сто­роны физических и юридических лиц (организация охраны. установка сигнализации, системы быстрого оповещения пра­воохранительных органов),

Структура СЭБ. как уже отмечалось, специфична для раз­личных субъектов предпринимательской деятельности, посколь-

269


Стр. 269 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 270 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 271 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Предпринимателю следует учитывать, что организация эф­фективной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками ее разглашения либо иных неправомерных действии, относятся прежде всего работники бух­галтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатя­ми, бланками. работники компьютерных подразделен и и,

Работники С Б должны проверять не только сохранность со­трудниками коммерческой тайны, но и их отношение к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с докумен­тами, отсутствие излишнего интереса к другим подразделениям,

Для работников С Б индикаторами в выявлении работников, разглашающих конфиденциальную информацию, занимающихся хищением денег либо совершающих другие неправомерные дей­ствия, угрожающие экономическому положению предприятия. являются:

внезапный активный интерес к конфиденциальной информа­ции. деятельности других подразделений; изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха; резкое увеличение расходов работника, приобретение доро­гостоящих товаров, недвижимости и пр.

Потенциальными правонарушителями являются сотрудники: имеющие значительные материальные затруднения: имеющие склонность к азартным играм; склонные к пьянству, имеюшие наркотическую зависимость: имеющие тяжело больных близких родственников: часто меняющие место работы; психически неуравновешенные.

Для поддержания высокого уровня защищенности экономи­ческих интересов предприятия СБ целесообразно проводить про­верки лиц, которые могут, пользуясь своим служебный! положе­нием, представлять угрозы безопасности,

Важнейшей функцией СБ является всесторонняя проверка контрагентов. Причинами, которые снижают надежность контр­агента и могут стать основаниями для отказа от подписания до­говора с ним, являются:

■ отсутствие у предприятия собственного помещения (предпри­ятие арендует помещение, причем недавно):


Стр. 272 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


отсутствие работников в штате — имеются лишь одни руково­дители;

отсутствие движения денежных средств на счете; обслуживание предприятия в ненадеж ноле банке; несвоевременный расчет предприятия с бюджетом, банками, несоблюдение им сроков поставки и т.п.;

несовпадение юридического адреса предприятия и фактичес­кого местонахождения;

негативная информация о руководителе предприятия, Следует внимательно проанализировать учредительные и иные документы контрагента, желательно также произвести их экспертизу— прежде всего для установления их подлинности и отсутствия признаков подделки.

Дня обеспечения экономической безопасности предпринима­тельской деятельности и противодействия внутренним и вне­шним угрозам важнейшее значение имеет контроль финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации предприятия, В этих целях руководство предприятия и СЭБ могут использовать аудиторские проверки,

Выводы

Основой жизнедеятельности общества, его социально-поли­тической и национально-этнической устойчивости является эко­номическая безопасность.

Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономи­ческой системы, включая систему институциональных отноше­ний при государственном регулировании экономической де­ятельности.

Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, вы­ступают различные факторы: спад производства и потеря внут­реннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики', утрата продовольственной неза­висимости и обострение ценовых диспропорций между промыш­ленностью и сельским хозяйством: рост безработицы и ослабле­ние трудовой дисциплины; криминализация экономики; наруше­ние финансового обеспечения: потеря внешнего рынка и т.д.

273


Стр. 273 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 274 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Тест 3. Указанные угрозы экономической безопасности не являются внутренними:

1) криминализация экономики;

2) высокий уровень внешнего долга;

3) низкая конкурентоспособность экономики;

4) приобретение иностранными фирмами российских предпри­ятий;

5) высокий уровень инфляции.

Тест 4. Функции обеспечения национальной безопасности возложены на:

1) Госуда рственнуюДумуРФ;

2) Министерство финансов; РФ

3) СоветБеэопасностиООН;

4) М еждун ароднуга ор ган иэаци ю т руда.

Тест 5. Указанные элементы экономической безопасности предпри­ятия не являются основными:

1) социальные;

2) финансовые;

3) информационные;

4) экологические;

5) культурные.

Тест 6. Последовательность практических действий СЭБ организации такова:

1) определение мероприятий по нейтрализации угроз

2) анализ и оценка возникших угроз;

3) деятельн ость по н е й трал иэаци и угро эбезопасн ости;

4) система предупредительных (превентивных) мер;

5) мониторинг и выявление угроз безопасности.

Тест 7. Государственный приоритет в стратегии экономической безо­пасности Российской Федерации (в реальном секторе экономи­ки) принадлежит:

1) обеспечению способности экономики функционировать в режи­ме расширенного воспроизводства без критической зависи­мости от импорта;

2) повышению эффективности использования природных ресурсов;

3) улучшению использования имеющихся производственных мощ­ностей;

4) росту производства при сохранении имеющейся промышлен­ной структуры.

275


Стр. 275 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 276 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 277 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Поэтому недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране — необходи­мо всячески способствовать развитию международного сотрудни­чества и международного законодательства, регулирующего сов­местные усилил всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.

Международная организация — постоянное объединение меж­правительственного или неправительственного характера, со­зданное на основе международного соглашения и целях содей­ствия решению оговоренных в соглашении международных про­блем. Международные организации характеризуются:

наличием учредительного документа;

постоянным пли регулярным характером деятельности:

использованием в качестве основного метода деятельности

многосторонних переговоров и обсуждения проблем:

принятием решении путем голосования или консенсуса;

рекомендательным (обычно) характером решений.

Международные организации как постоянно действующие структуры, располагающие собственными интеллектуальными. техническими и финансовыми ресурсами и обладающие опреде­ленной политической независимостью по отношению к участву­ющим государствам, представляют собой инструмент, наилучшим образом приспособленный для решения тех задач, которые воз­никают в ходе осуществления международного природоохра­нительного и жизнеобеспечивающего сотрудничества. Междуна­родные организации. занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности, осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране окружающей среды и привлечению внимания обществен­ности к экологическим проблемам.

Они могут быть межгосударственными (межправительствен­ными) или неправительственными (общественными), всемирны­ми и региональными международными организациями.

Каждая организация имеет свои определенные особенности относительно круга участников, функционального предназначе­ния, характера полномочии. Рассмотрим некоторые из них.

Организация Объединенных Наций (ООН) — не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная н 194? г. как универсальная


Стр. 278 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет н настоящее время 185 стран мира. Воздействие на современные международные отно­шения весомо и многогранно и определяется следующими основ­ными факторами:

является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международ­ного развития',

Устав ООН считается фундаментом современного междуна­родного права, своего рода общепризнанным кодексом пове­дения государств и их взаимоотношений; с ним снеряют дру­гие международные договоры и соглашения; ООН стала важным механизмом международного нормотвор­чества и занимает совершенно особое место среди других ор­ганизаций — источников международного права; в принципах построения ООН (прежде всего в предоставле­нии особого статуса постоянным членам Совета Безопаснос­ти) нашли отражение объективные реалии международно-по­литической системы, а их изменение стало главным стимулом для работы по реформированию этой организации; ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

В соответствии со ст. 7 Устава ООН в качестве главных орга­нов учреждаются: Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Сонет по опеке. Междуна­родны и суд и Секретариат,

Генеральная Ассамблея является главным форумом ООН для проведения обсуждений. Она состоит из представителей всех го­сударств, каждый из которых обладает одним голосом. Решения по таким важным вопросам, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются боль­шинством в 2/-, голосов, по другим вопросам — простым боль­шинством голосов.

Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года; каждое госу­дарство имеет один голос. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. При рассмотрении вопросов, связанных с вознпкновени-

279


Стр. 279 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


ем угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить эко­номические санкции и принимать решение о применении воору­женных сил.

Организация во безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — это система консультаций и обсуждений, проводящих-ся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. ОБСЕ, в состав которой входят 55 государств-участ­ников — общеевропейская организация, занимающаяся вопроса­ми безопасности и созданная в качестве главного инструмента для раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного носстановлен![я в Европе.

ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельспнский заключи­тельный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств — участников совещания по отношению к своим граж­данам, а также в отношениях между собой.

До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серий встреч и кон­ференций. на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически анализировалось их выполнение.

Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стала Париж-скал встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания хо­лодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регу­лярную основу, а работа совещания приобрела более системати­зированный характер.

В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружением — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ, Это придало работе Организации новый политический импульс и одновремен­но стало отражением того пути институционального развития, который был пройден ею с момента окончания холодно]! войны.

280


Стр. 280 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Подхоц ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторон­ний характер и основан на сотрудничестве. Организация занима­ется широким кругом вопросов, связанных с упрочением безо­пасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) — наделено специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия, МАГАТЭ является ведущим мировым междуна­родным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной техно­логии. МАГАТЭ, созданное в рамках ООН в 1957 г. в качестве ав­тономной организации, является как бы кульминацией между­народных усилии по воплощению в жизнь предложения Прези­дента США Эйзенхауэра, высказанного им в своей речи «Атом для мира* на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 г.,отно­сительно создания международного органа по контролю и разви­тию использования атомной энергии. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях 130 государств, являющихся его членами. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене.

В Уставе МАГАТЭ сказано, что «Агентство стремится к дости­жению более скорого и широкого использования атомной энер­гии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы по­мощь. предоставляемая им пли по его требованию, пли под его наблюдением, или контролем, не была использована таким обра­зом, чтобы способствовать какой-либо военной цели».

В рамках глобальных усилий по предотвращению распростра­нения ядерного оружия МАГАТЭ следит за тем, чтобы ядерные материалы не переключались с законного мирного использова­ния на военные цели. После того как какое-либо государство ста­новится участником соглашения о гарантиях, инспекторы Агент­ства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах, осуществления дистанционно­го наблюдения и проверки учетных документов, Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. К настоя­щему времени действует 225 соглашений о гарантиях с 141 госу­дарством.

281


Стр. 281 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управля­ющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителе)! всех государств — членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет входят 35 управляющих, 13 из которых назначаются Советом, а 22 избираются Генеральной конференци­ей. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возл а гается обя зан но сть осуще ст нл е н и л п рогр а м м ы М А ГАТ Э после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.

Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на регулярный бюд­жет н добровольные взносы,

Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ не яапяется международным регулирую­щим органом, его усилия в области ядерной безопасности направ­лены ни рафпбигку многосторонние; юр п/и [чески обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиа­ционной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Ре­комендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосу­дарственных норм и правил, Разработаны своды положении и ру­ководства по безопасности в отношении выбора площадки, про­ектирования, эксплуатации и качества АЭС, В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агент­ство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмот­рение группами международных экспертов непосредственно на выбранноз'т площадке вопросов эксплуатации АЭС.

Деятельность по улучшению здоровья всех стран осуществля­ет специализированное учреждение ООН — Всемирная организа­ция здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1948 г. и объединяющая 190 государств. Местопребывание — Женева.

Стратегическая цель ВОЗ — воплощение в жизнь принципа «(Здоровье для всех*.

Высший орган ВОЗ — Всемирная ассамблея здравоохранения, сессии которой созываются ежегодно. Ассамблея определяет на­правление деятельности ВОЗ, назначает Генерального директора, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы ра­боты, бюджет, вопросы приема в ВОЗ и лишения права голоса, вопросы сотрудничества с другими организациями. Основным источником средств организации, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. Деятельность ВОЗ фп-

282


Стр. 282 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


нансируют также добровольный фонд укрепления здоровья (уч­режденный в 1960 г,), который складывается из добровольных пожертвований стран — членов ВОЗ, фонд программы развития ООН и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования кооперации между ни леи ВОЗ способствует развитию всеобъемлющих служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здоровой рабочей силы, координа­ции и развитию исследований службы здравоохранения и биоме-дицпнеких исследований, планированию и внедрению здравоох­ранительных программ.

Такое широкое поле деятельности охватывает многие аспек­ты: развитие систем первичного здравоохранения для всего насе­ления стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребен­ка; контроль за распространением малярии и других инфекцион­ных заболеваний, включая туберкулез и лепру: ликвидация заболеваний оспой, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучше­ние психического здоровья: обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоох­ранения и др.

Для улучшения здоровья народонаселения мира требуется также международное сотрудничество в таких вопросах, как уста­новление международных стандартов биологических вещестн. пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации междуна­родных названий лекарств; международное регулирование в об­ласти здравоохранения; пересмотр международной классифика­ции заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.

Международная организация Красного Креста а Красного Полу­месяца создана в 186? г. и объединяет более 180 национальных обшеств Красного Креста. Международная конференция Крас­ного Креста собирается один раз в четыре года и является высшим совещательным органом. Штаб-квартира находится в Женеве. Во время войн и внутренних конфликтов Международный комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает реко­мендации по улучшению этих условий. Мирные задачи Красного

283


Стр. 283 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Креста направлены на преодоление последствии стихийных бед­ствий и развитие здравоохранения, В настоящее время эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помогли и укреплению безопасности. Основополагающие принлипы Красного Креста:

гуманность. Красный Крест всегда стремится предупредить, облегчить человеческие страдания. Его лель — защита жизни и здоровья людей, человеческого достоинства, содействие взаи­мопониманию между народами во имя достижения устойчиво­го мира;

беспристрастность. Красный Крест стремится облегчить страдания людей, не делая различий между ними по нацио-нальной, расовой и классовой принадлежности, религиозным и политическим убеждениям;

нейтральность. Органпзалия воздерживается от комментари­ев при возникновении конфликтных ситуаций и не вмешива­ется в противоречил политического, религиозного или идео­логического характера;

независимость. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца независимо. Налиональные общества, содействуя правительствам своих стран в решении гуманитар­ных вопросов, сохраняют автономию, чтобы всегда иметь возможность действовать в соответствии с принципами дви­жения;

добровольность. Помощь, которую оказывает Красный Крест, основана на добровольности и безвозмездности;

единство. Б каждой стране может быть только одно Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. которое действует на всей территории страны и открыто для всех ее граждан:

универсальность. Красны]! Крест — всемирная организания, в которой все общества равны и несут равную ответственность и обязанности по оказанию помощи друг другу.

Помощь пострадавшим — не единственная пел ь данной орга-нпзални. Оказывал поддержку, она решает не менее важную зада­чу: отстоять во время воины идею солидарности людей и уваже­ния человеческого достоинства, когда реальные или мнимые нужды войны отодвигают моральные ленностп на второй план. За долгие годы работы Международная организация Красного Крес­та и Красного Полумесяца накопила уникальный опыт работы и стала поистине крупнейшей в мире гуманитарной организацией. Тесное сотрудничество между региональными организациями

284


Стр. 284 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


позволяет быстро и эффективно реагировать на проблемные си­туации, возникающие во всем мире.

Международная организация труда (МОТ) — создана в 1919 г. на основании уста иного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социаль­ной справедливости.

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждени­ем в системе вновь созданной ООН. В состав МОТ входит около 180 государств. Штаб-квартира расположена в Женеве.

МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — социаль­ные партнеры в экономике — имеют равный с представителями правительств голос при разработке мер и программ.

Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на ежегодной Международной кон­ференции труда. Каждые два года Конференция принимает двух­годичную программу деятельности и бюджет МОТ, который фи­нансируется государствами — членами МОТ.

В своей работе МОТ использует различные методы: развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимательства (трипартизм); разработка и принятие международных трудовых норм: кон­венции и рекомендаций и контроль за их использованием (норн югвор че с кая деягел ьность);

оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество):

проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам, Основные сферы деятельности МОТ:

1) занятость и безработица, достойный труд — борьба за пол­ную и продуктивную занятость;

2) профессиональна л подготовка и переподготовка кадров — рассматривается как проблема развития людских ресурсов, вклю­чал вопросы развития управления, профессиональной ориента­ции и профессиональной реабилитации;

3) права человека — целая система контрольных органов, рас­сматривает нарушение прав человека в разных странах;

4) совершенствование управления и развитие предприятий — помощь странам в осуществлении политики и программ по разви­тию предпринимательства и частных предприятий:

5) условия, безопасность и гигиена труда.;

285


Стр. 285 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


6) заработная плата — профсоюзная группа настоятельно ста­вит вопрос о принятии общего, всеохватывающего и всеоблзыва-ющего международного акта относительно вопроса минимальной заработной платы;

7) социальное обеспечение;

8) социальная защита женщин, молодежи, инвалидов, грудя-шихся-мигрангов:

9) устранение детского труда;

10} вопросы жизни, быта и социальной защиты моряков, ры­баков и портовых рабочих— разработан трудовой кодекс, кото­рый охватывает все эти вопросы,

МОТ ведет большую научно-исследовательскую и издатель­скую деятельность. Международный учебный центр, находящий­ся в Турине, обеспечивает широкое разнообразие программ в об­ластях. представляющих первостепенный интерес для МОТ и системы ООН н целом. Ежегодно образуются свыше 300 стандарт­ных курсов, разрабатываются специальные программы, учебные проекты, оказываются консультативные услуги, атакже выпуска­ются учебные материалы.

Международный институт социально-трудовых исследований МОТ в Женеве содействует проведению политических исследова­нии и общественных дискуссий по возникающим вопросам, представляющим интерес для МОТ нее учредителей — трудящих­ся, предпринимателей и правительств. Институт обеспечивает три основных направления деятельности:

глобальный форум по вопросам социальной политики; международные исследовательские программы и сети, связы­вающие научных деятелей с практиками, представляющими работодателей, трудяшихся и правительства: ■ учебные программы в помощь профсоюзам, организациям работодателей и администрации труда при развитии их орга­низационного потенциала по исследованию, анализу и фор­мулированию политики н экономической и социальной об­ластях.

Издания МОТ — журналы «Занятость в мире*, «Ежегодник статистики труда*, «Основные показатели рынка труда», «Между­народный обзор труда», «Рабочее образование*, «Трудовой мир* — охватывают вопросы занятости, социального обеспече­ния. техники безопасности и гигиены труда, трудовых отноше­ний, трудового права, подготовки кадров, развития предприятий и другие аспекты в мире труда.

286


Стр. 286 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Международная организация гражданской обороны (МОЮ) —

создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В настоящее время в МОГО входят 70 стран, С момента создания Организации сфера деятельности гражданской защиты расширилась, и ныне она функционирует не только во время военных действии. При чрезвычайных случаях в большинстве стран именно националь­ные службы гражданской защиты занимаются управлением и ко­ординацией действии различных служб, привлекаемых для оказа­ния помощи жертвам катастроф.

Направления деятельности МОГО'

подготовка национальных кадров в области управления в пе­риод чрезвычайных ситуации:

оказание технической помощи государствам в создании и со­вершенствовании систем предупреждения ЧС и защиты насе­ления;

пропаганда опыта и знаний по гражданской обороне и вопро­сам управления в период ЧС: подготовка специалистов прово­дится в Учебном центре гражданской обороны в Швейцарии. Распространение мирового опыта по гражданской обороне осуществляется через центр документации МОГО, издаваемый на четырех языках (в том числе и на русском) журнал «Гражданская защита*.

Россия вступила в МОГО в 1993 г. С этого периода МЧС Рос­сии является активным полноправным членом и участвует во всех кампаниях, проводимых этой организацией, и внесло огромный вклад в укрепление МОГО как между народной специализирован­ной структуры, углубило ее научно-практическую базу, открыло перспективу сотрудничества с европейскими странами, придало новый импульс процессу вступления в ее ряды стран СНГ и дру­гих государств. МОГО распространяет и пропагандирует передо­вые российские наработки в данной области.

Постоянный секретариат МОГО начал в 2005 г. публикацию Международного реестра служб гражданской зашить], созданного на основе информации, предоставленной самими государствами. Реестр дает четкое и стройное представление об управлении в чрезвычайных ситуациях в большинстве стран мира.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) — междуна­родная межправительственная организация, начала деятельность с 1950 г. и объединяет 185 стран. Местопребывание — Женева. ВМО— с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: