Тема: Внешняя оценка и самооценка

Методическая информация
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий Тип занятия: урок изучения нового материала
Цели урока/ занятия/ мероприятия Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.
Результаты урока/ занятия/ мероприятия Предметные результаты (знать, уметь):
  • Уметь оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя— соотнесение внешне оценки и самооценки.
  • Знать новые критерии оценивания: «Легко – трудно», «Интересно – неинтересно»
Метапредметные результаты (УУД): · Выполнять деятельность строго по инструкции. · Контролировать и оценивать результаты деятельности · Проявлять внимательность
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с. Оборудование для учителя и для учеников: простой карандаш, бланки с графическим диктантом, бланки для игры «Стрельба по мишеням», мел Расстановка парт - традиционная
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -авторский - заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания
Вводная Организационный этап Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала 15 минут   Заимствованный Цели: обучение учащихся навыкам адекватной самооценки Необходимые материалы: простой карандаш, бланки с графическим диктантом Предварительная подготовка: выполнения графического диктанта Технология проведения: учитель раздает детям графический диктант, выполненный детьми накануне, просит разделиться на пары, затем проводит обсуждение результатов. Примечание: учитель обеспечивает благожелательную обстановку в классе Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже... Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уро­ке. Правильно оценивать свою работу. Какой значок мне нарисо­вать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши крестики красным каранда­шом и сказать: я согласна с этой оценкой. В начале урока дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), затем - найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе...» Пары усаживаются за парты, учитель раз­дает каждому ребенку листочек со вчерашними узорами. Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное, чтобы учитель ясно сфор­мулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное рисование узоров). Поэтому про ка­чество самих узоров учитель не говорит ни слова. Речь идет толь­ко о том, умеет ли ребенок себя оценивать. - Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному — с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик каран­дашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестикобведен красным. Вы вчера очень честно себя оценили: не пере­хваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика полу­чилось так. (Рисует на доске - рис. 16.) Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы скажете тому, кто оценил свою работу вот так? (Рисует на дос­ке — рис. 1.) Рис. 1 Регулятивные: · Выполнение деятельности строго по инструкции. Познавательные: · Контроль и оценка результатов деятельности Личностные: · Проявление внимательности. Способность к самооценке. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем
Основная часть Усвоение новых знаний Проверка понимания нового материала 15 минут Графический диктант Заимствованный, но изменённый – Цели: проведение нового графического диктанта, введение новых критериев оценки «Легко»/ «трудно», «Интересно»/ «Неинтересно», продолжение обучения работы в парах. Необходимые материалы: листы для графического диктанта, бланки для игры «Стрельба по мишеням», мел Предварительная подготовка: - Технология проведения: учитель диктует учащимся новый графический диктант, затем просит учеников оценить правильность своих работ, после этого предлагает оценить свои работы по новому критерию «Трудно»/ «Легко», «Интересно/ «Неинтересно». Затем учитель проверяет, как дети усвоили обозначение «Готовность к работе парами» и предлагает игру «Стрельба по мишеням», объясняя правила этой игры и характеристику оценивания. Примечание: учитель следит за правильностью выполнения задания, обеспечивает благожелательную обстановку в классе «Сейчас я продиктую новый узор. Одну клеточку влево, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку влево, четыре клеточки вниз, пять клеточек влево, четыре клеточки вверх. (Должен получить­ся домик) Учитель открывает на доске образец узора. Просит детей оценить правильность их работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»). Регулятивные: · Выполнение деятельности строго по инструкции. Познавательные: · Контроль и оценка результатов деятельности · Выбор эффективных способов решения задач Личностные: · Проявление внимательности. Способность к самооценке. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем
Основная часть         Работа парами. Игра «Стрельба по мишеням». Каж­дый ребенок получает бланк для работы, на обороте пишет свое имя (списывает с визитной карточки) и рисует три линеечки для оценки. Правила игры учитель показывает с кем-то из детей на доске. Ре­бенок-стрелок берет мел и приставляет его к точке «пистолет». Учи­тель-командир командует: «Готовься! Прицелься! Пли!» При слове «Пли» стрелок ведет линию к мишени. Учитель оценивает резуль­тат так: «Стреляешь метко (попал в мишень), но пуля должна ле­теть прямо (а здесь пуля петляла) и быстро». Проводится вторая попытка... Пары должны договориться, кто стреляет первым. (После трех вы­стрелов дети меняются ролями.) Игра начинается и заканчивает­ся по звонку.Взаимооценка. Командир оценивает, как стреляет стрелок. Хоро­шо, если бы дети сами предложили критерии оценки типа «Мет­кость» (попадание в «яблочко»), «Скорость», «Ровно ли летела пуля» и т. п. Учитель подхватывает предложенные детьми критерии, озаг­лавливая линеечки нужными буквами. Подчеркивает, что командир­ская оценка должна быть справедливой. Для оценки стрелок берет свой лист, отдает его командиру. Тот ста­вит свои оценки. «Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмет ему руку», — предлагает учитель. «А за что еще можно оценить работу?» — спрашивает учитель. Выс­лушивает предложения детей. Если ничего оригинального они не предложат, назначает свои критерии: «Оцени, легко тебе было де­лать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т — "Трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (по­меть третью линеечку буквой И — «Интересно»). -На сегодняшнем занятии мы с вами будем продолжать учиться работать в паре. – Но что значит работать в паре? Как показать, что пара готова к работе? Покажите! – Молодцы, а теперь в группе найдите себе пару и покажите, что вы готовы работать вместе, сотрудничать!  
Заключительная часть Рефлексия 1 минута   Заимствованный, но измененный Цели: проведение рефлексии учеников, отработка условных знаков Необходимые материалы: - Предварительная подготовка: - Технология проведения: учитель организует прощание, проводит с учениками самооценку, используя условные знаки Примечание: учитель контролирует процесс, обеспечивает благожелательную обстановку в классе Варианты проведения: возможно использование разных форм прощания   Учитель организует прощание такой фор­ме: предлагает им встать в круг. Учитель обращается к детям: «Закройте глаза, вспомните те три дня, которые вы провели в школе. Вы работали парами. Вы рабо­тали группами. Вы работали по одному. Вы работали всем классом, отвечая хором все как один. Я хочу знать, кому что боль­ше понравилось. Кто хотел бы завтра работать один, поднимите один палец, кто хотел бы работать вдвоем — два пальца, кто хо­тел бы работать впятером — пять пальцев, всем классом — сжатый кулак... Регулятивные: · Выполнение деятельности строго по инструкции. Познавательные: · Контроль и оценка деятельности Личностные: · Проявление внимательности. Способность к самооценке. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем
Заключительная часть Подведение итогов 4 минуты   Заимствованный Цели: подведение итогов урока и итогов школьной жизни, информирование о домашнем задании Необходимые материалы: - Предварительная подготовка: - Технология проведения: учитель подводит итоги урока и итоги школьной жизни, проводит объяснение задач следующего дня, затем информирует учеников о домашнем задании Примечание: учитель обеспечивает благожелательную обстановку в классе Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хорошо, завтра будем работать по-всякому: и парами, и группа­ми. Наша задача на завтра — научиться работать по-разному: и са­мостоятельно, и всем классом, и маленькими компаниями». Далее целесообразно прочесть несколько записей из «Хроники» о первых двух днях в школе. Домашнее задание:принести линейку, ластик, простой каран­даш; продиктовать кому-то из взрослых любую картинку из школь­ной жизни — описание какого-нибудь дела, случай, рассказ про нового друга. Но лучше всего подумать о серьезном и начать но­вый раздел в «Хронике» — «Как сделать жизнь класса совсем за­мечательной?».(Может быть, кто-нибудь заметил или испытал в школе что-то неприятное, скучал...Как сделать, чтобы всем было весело, не страшно и не скучно?) Учитель говорит детям: «Перед уходом из класса, стоя (сидя) в кру­гу, попытайтесь встретиться глазами с кем-то из товарищей, кив­ните ему, улыбнитесь, помашите рукой на прощание...» Хорошо, если в конце дня учитель начнет разучивать с классом пе­сенки или короткие забавные стихи. В дальнейшем с них можно начинать и ими можно заканчивать многие дела. Регулятивные: · Планирование · Прогнозирование Личностные: · Проявление внимательности.

Тема: Отработка введенных ранее знаков: «Я», «Хор», «Мы», «+», «-».

Методическая информация
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, вид) Тип занятия: урок формирования и совершенствования УН
Цель урока/ занятия/ мероприятия Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе.
Результаты урока/ занятия/ мероприятия Предметные результаты (знать, уметь):
  • знать ранее введенные знаки, как работать в ситуации несогласия в группе
  • уметь анализировать объекты, определять их признаки
Метапредметные результаты (УУД): Личностные:
  • проявление внимательности
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
  • формирование учебно-познавательного интереса к материалу
Регулятивные:
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
  • коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
  • оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
  • рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические:
  • анализ
  • синтез
  • сравнение
Коммуникативные:
  • умение слушать учителя и друг друга
  • интеграция в группу сверстников
  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками
  • управление поведением партнера-оценка действий партнера
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в обращении и взаимодействии
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с. Интернет-источники: https://images.yandex.ru Оборудование для учителя и для учеников: знаки у каждого ученика «Я», «Хор», «Мы», «+», «-», изображения «Знаек», яблоня и яблоки зеленого, красного цвета на каждого ученика. Оформление класса – парты соединены, дети сидят по 6 человек за каждой партой.
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -авторский - заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания
Вводная Организационный этап 2 мин Приветствие Заимствованный, но адаптированный Цель: настроить учащихся на работу. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Учитель здоровается с классом: «Здравствуйте, ребята!»  
Подготовка к активному и сознательному закреплению материала 3 мин Мини-тест Заимствованный Цель: вспомнить школьные правила, знаки. Необходимые материалы: у учащихся знаки «-», «+». Проведение: учащиеся должны поздороваться с учителем и ответить по-школьному, учитель задает вопрос. Ученики показывают знаки «-», «+». Учитель поздравляет тех, кто умеет здороваться по школьному, спрашивает: «Кто готов работать?..». Поднявших руку поздравляет с тем, что они умеют отвечать правильно. «Посмотрим, как вы запомнили имена друг друга. Меня зовут Юлия Константиновна… (Снова поздравляет тех, кто умеет отвечать по-школьному: дети, показавшие знак «+») Итак, в школе есть много правил. Так же как водители автомашин должны соблюдать школьные правила. Для каждого правила есть свой знак. Сейчас проведем испытание, понимаете ли вы все школьные знаки». Личностные: · Проявление внимательности. Познавательные: · Использование знаково-символических средств. Регулятивные: · Контроль процесса и результата деятельности.
Основная Закрепление материала 15 мин «К нам пришли в гости»   Заимствованный Цель: закрепить умение учащихся владеть знаками «Мы», «-», «+». Проведение: учитель задает вопрос Знайкам, они на них отвечают, учащиеся оценивают правильность ответа с помощью знаков. Необходимый материал: знаки у каждого «Мы», «-», «+». Вариант проведения: Работа может строиться на основе сюжета «Игра в школу». Учи­тель предлагает проэкзаменовать всех Знаек по всем школьным предметам. Задает им примерно следующие вопросы. По географии: какие страны вы знаете? Ответы: Япония, Франция, Испания, Нева, Индия... По астрономии: назовите планеты Солнечной системы. Ответы: Марс, Земля, Венера, Юпитер, Австралия... По литературе: назовите русских писателей и поэтов. Ответы: Пуш­кин, Чайковский, Лермонтов, Есенин, Толстой... По биологии: назовите домашних птиц. Ответы: индюк, утка, гусь, воробей, петух... Примечание: Что делать, если в группе возникают разные мнения? На примере двух-трех групп учитель привлекает внимание класса к разногла­сию: «Вася (мальчик показал знак «-»), почему ты не согласен?» Поощряет детей к обмену мнениями. Не настаивает на том, что надо обязательно прийти к общей точке зрения: у ребенка может не хватить аргументов, каждый может остаться при своем мнении, и в этом нет ничего плохого. Учитель продолжает: «К нам в гости пришли веселые человечки (кук­лы или картинки с изображениями человечков). Я спросила каждого, как его зовут. И каждый ответил: «Знайка». Но мне кажется, что они меня разыгрывают. Проверим, правда ли к нам в гости пришли Знайки. Я буду задавать гостям вопросы, а вы будете оценивать их зна­ния. Но каждый гость хочет работать в одной из групп. Человечек будет указывать, в какой группе он хочет работать, а группа должна ответить жестами: знак «Мы» (готовы с тобой работать)». Учитель раздает группам кукол или картинки, оставив 4-5 про запас, чтобы ложных Знаек заменять на настоящих. Учитель задает вопрос, каждый Знайка на него отвечает. Учитель каждый раз в новом порядке указывает, какой Знайка сейчас отвечает. -Какие фрукты вы знаете? -Какие деревья вы знаете? -Назовите домашних птиц. Группа должна: а) не начинать работу, пока не ответят все Знайки; б) тихо повторять друг другу ответ своего Знайки в) показывать друг другу знак «+» или «-» (оценка ответов Знайки). Если мнения членов группы совпадают, на листе ставится «+» или «-»; если мнения разные, ставятся оба знака. Личностные: · Проявление внимательности. Познавательные: · Способность устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Коммуникативные: · Участие в общей беседе. · Осуществление совместной деятельности в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Заключительная Подведение итогов 10 мин «Ложный Знайка» Заимствованный, но адаптированный Цель: закрепить у учащихся умение владеть знаками «Я», «Мы», «Хор». Необходимый материал: у каждого учащегося знаки «Я», «Мы», «Хор». Проведение: учащиеся оценивают и называют ошибочные ответы Знаек. Нет ли в классе ложных Знаек? Учитель еще раз прочитывает от­веты каждого Знайки. Форму ответа он ука­зывает по схеме («Я», «Мы», «Хор»). Если задано «Мы», детям предоставляется 20 секунд на то, чтобы посовещаться. После это­го группа, весь класс или отдельные ученики должны назвать оши­бочный ответ. Со Знайками, не выдержавшими экзамен, дети поступают по своему усмотрению (отправляют назад или берут с собой, чтобы они всему научились). Ребята, что мы будем делать со Знайками, которые не справились с нашими вопросами? Отправим их в детский сад или же возьмем с собой учиться? Регулятивные: · Осознание возникающих трудностей. · Выполнение деятельности строго по инструкции. Коммуникативные: · Участие в общей беседе. · Способность вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками. Личностные: · Формулирование собственных мыслей. · Способность высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Рефлексия 5 мин «Оцени себя» Заимствованный, но измененный Цель задания: определить уровень усвоения материала. Необходимые материалы: Изображение яблок красного и зеленого цвета каждому ученику. Проведение: На доске изображение яблони. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Учащиеся оценивают урок, учитель прикрепляет яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сегодня было все понятно; красные – были трудности, ничего не понял. Ребята, сейчас вам нужно будет оценить это занятие. Посмотрите на доску (на доске изображение яблони). У каждого из вас есть яблоки: красное и зеленое. Если вам на уроке все было понятно, то вы выбираете зеленое яблоко, если вы ничего не поняли, были трудности, то вы выбираете красное яблоко. Каждый ученик оценивает сам свой урок и отдает учителю выбранное яблоко, а учитель прикрепляет яблоки на яблоню. Знаково-символические: · Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними. Личностные: · Проявление внимательности. · Способность к самооценке.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: