Тема: Говорить не страшно?

Методическая информация
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий Тип занятия: Урок формирования и совершенствования У и Н
Цели урока/ занятия/ мероприятия
  1. Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий.
  2. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.
Результаты урока/ занятия/ мероприятия Предметные результаты (знать, уметь): 1. Уметь различать, сравнивать цвета и фигуры. 2. Уметь различать времена года. 3. Уметь взаимодействовать с одноклассниками. Метапредметные результаты (УУД): 1. Познавательные · Освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах). 2. Коммуникативные: · Овладеть умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; приводить доказательства; высказывать свою точку зрения). · Проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность). · Овладеть умениями анализировать (определять целесообразность действий, операций, средств; оценивать качество процесса деятельности и
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература: Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.) Оборудование для учителя и для учеников: знаки «+» и «-», раздаточный материал для игр. Оформление класса: парты могут быть расставлены, как традиционно, так и сдвоенно. Оформление доски: набор однородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то же время года и один и тот же климатический пояс, собаки и лошади разной породы и т. п.


Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные - Познавательные - Коммуникативные
Вводная часть Орг. момент 1 – 2 минуты Словесный метод. Адаптированный. Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке мы будем учиться свободно выражать свои мысли. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Основная часть Подготовка к активному и сознательному закреплению материала (актуализация) 8 минут «Понятно ли мы говорим?» Заимствованный, частично измененный. Цели: Необходимые материалы: Знаки «+» и «-» Предварительная подготовка: учитель подготавливает раздаточный материал. Технология проведения: ученикам предлагается три ситуации, которые они должны выполнить. Примечание: учитель контролирует выполнение заданий. Варианты проведения: в игре можно использовать другие фигуры. «Если я говорю понятно, покажите знак «+», если непонятно — знак «-». На доске — набор однородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то же время года и один и тот же климатический пояс, собаки и лошади разной породы и т. п. Учитель дает три описания: 1) правильное, точное, однозначно узнаваемое; 2) слишком поверхностное, относящееся к нескольким рисун-кам, например: «В этой местности растут деревья, течет река, зе-ленеет травка, синеет небо»... или: «У этого пса черный мокрый нос, блестящие глаза, белые крепкие зубы. Он весело машет хво-стом»; 3) слишком эмоциональное, бессодержательное: «Это одно из самых красивых мест, какие я когда-либо видела. Здесь все радует глаз, все вызывает улыбку»... или: «Это необыкновенно стройная лошадь, с изящными ножками, холеной гривой, большими добрыми глазами. Я всегда приношу ей сахар, а она вежливо берет его с моей ладони теплыми губами». После каждого описания учитель применяет прием Ш. А. Амонашвили. Он предлагает: «Положите голову на парту, закройте глаза и вспоминайте этот пейзаж (эту лошадь). Потом я подойду, и каждый из вас по очереди шепнет мне на ухо номер картинки». Собрав мнения детей (лучше каждый раз подходить к детям из разных рядов), учитель объявляет результат: все назвали одну и ту же картинку или все назвали разные картинки. Спрашивает, почему так получилось, что было непонятно в его описании, о чем дети хотели бы узнать дополнительно? Дети задают вопросы. Регулятивные: · Выполнение деятельности строго по инструкции. Личностные: · Проявление внимательности. · Способность к самооценке. Коммуникативные: · Умение сотрудничать со сверстниками.
  Закрепление нового материала и упражнений минут «Понятно ли мы действуем?» Заимствованный. Цели Необходимые материалы: Знаки «+» и «-»,шляпа, кепка, ушанка, берет, платок. Предварительная подготовка: учитель подготавливает необходимый материал. Технология проведения: Учеников делят на три команды, каждой из которых дается по три задания. Примечание: учитель контролирует выполнение заданий. Варианты проведения: в игре можно использовать другие фигуры. Дети разбиваются на четвер­ки. Часть парт разворачивают, чтобы пары сидели лицом друг к дру­гу. Это бригады по уборке класса. Они должны распределить обязанности: кто-то будет подметать пол, кто-то — мыть подокон­ники, кто-то — вытирать доску, кто-то — поливать цветы и т. п. Можно придумать и другие обязанности. Распределив дела, чет­верка сообщает: «Мы готовы». Учитель приглашает к доске первые четыре группы по очереди (тех, кто договорился быстрее других). Группа показывает пан­томиму «Уборка класса». По знаку учителя актеры останавлива­ются. Зрители должны назвать роль каждого актера. Если все зрительские мнения совпадают, действие актера оценивается знаком «+». По пантомиме следующей группы можно поставить перед зрите­лями новый вопрос: с помощью чего дети выполняют свою работу (подметают метлой и т. п.)? Вторая пантомима — «Магазин головных уборов». Группы должны снова договориться, кто что будет покупать и примеривать в мага­зине (шляпа, кепка, ушанка, берет, платок). Учитель действует вместе со всеми зрителями. Если ему действи­тельно что-то непонятно, он поднимает знак вопроса и помогает актеру отреагировать на этот знак — подсказывает, как надо спро­сить («Что вам непонятно?»). Если эта непосредственная реакция на вопрос привьется, в клас­се возникнет удивительная форма фронтальной дискуссии, мес­тами напоминающая разговор, который направляется взаимным интересом собеседников, а не учителем. Третья пантомима — «Выставка скульптуры». Каждая группа (мож­но из двух человек) выбирает, кто будет глиной, а кто — скульпто­ром. Сначала скульптор мнет глину (что-то типа массажа плеч, рук, спины). Глина должна размякнуть. Потом скульптор лепит скульп­туру. Ставит ее на постамент (стул) и загадывает название (шеп­чет скульптуре на ухо: скрипач... футболист... балерина... поэт... стрелок из лука...). Учитель должен предложить такие названия, но не ограничивать ими детей. Все скульпторы обходят выставку, останавливаются возле каждой скульптуры и высказывают пред­положения по поводу ее названия. Если догадки совпадут, скульп­тор и его скульптура получают приз «За ясность в выражении своих мыслей». Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями. Сле­дует подчеркнуть, что вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения. Тон задает учитель. (Сюжеты пантомим — дело учителя, приведенные здесь лишь пример.) Знаково-символические:
  • Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Личностные:
  • Проявление внимательности.
Коммуникативные:
  • Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли при работе в группах.
Заключительная часть Подведение итогов 3 минуты Задать вопросы детям Адаптированный. Цели: выявить, насколько усвоен материал детьми. - Ребята, вам понравился урок? - Что нового вы сегодня узнали? - Чему мы с вами сегодня научились? - В какие игры играли? Понравились ли вам они? Личностные:
  • Проявление внимательности.
Познавательные: Осознание и произвольное построение речевого высказывания.
Рефлексия 4-5 минут Самоанализ Адаптированный. Цели: степень комфортности у детей на уроке. - Вам было комфортно работать на уроке? - У кого возникли затруднения в ходе нашей работы? Почему? Личностные:
  • Проявление внимательности.
  • Способность к самооценке.
                 

Тема: Я хочу задать вопрос товарищу!

Методическая информация
Классификация урока Тип занятия: урок формирования и совершенствования УН
Цель урока 1. Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. 2. Выработать умение договариваться, «содействовать».
Результаты урока Предметные результаты (знать, уметь): 4. Уметь различать, сравнивать цвета и фигуры. 5. Уметь описывать последовательность своих действий при составлении различных конструкций. Уметь называть получившиеся конструкции. Метапредметные результаты (УУД): Личностные:
  • проявление внимательности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • выполнение деятельности строго по инструкции;
  • выполнения движений.
Познавательные:
  • рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Знаково-символические:
  • моделирование;
  • понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение.
Коммуникативные:
  • умение слушать учителя и друг друга;
  • интеграция в группу сверстников;
  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
  • управление поведением партнера-оценка действий партнера;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в обращении и взаимодействии;
  • умения договариваться и распределять роли при работе в группах.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с. Оборудование для учителя и для учеников: конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), карточка «?». Оформление класса: парты могут быть расставлены, как традиционно, так и сдвоенно. Оформление доски: нет.
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -авторский - заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания
Вводная Организационный этап 1 – 2 минуты Словесный метод Адаптированный Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Здравствуйте, ребята! Вы запомнили, как здороваются настоящие школьники? Правильно! Садитесь! Сегодня на уроке мы будем учиться задавать вопрос товарищу. Если у вас появятся вопросы, вы можете их задавать. А как правильно их задавать? (Поднять руку.) Коммуникативные:
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Основная часть Подготовка к активному и сознательному закреплению материала (актуализация) 10 минут «Однорукие» Заимствованный, частично измененный. Цели: 1. выработка умения договариваться, «содействовать» через действие; 2. выработать умение обращаться друг к другу за помощью. Необходимые материалы: наборы геометрических фигур двух цветов (всего 22 фигуры по 11 каждого цвета), «?» на карточках у каждого ребенка. Предварительная подготовка: учитель подготавливает раздаточный материал. Технология проведения: учитель предлагает детям предста­вить, что все они однорукие и предлагает им собрать из предложенных геометрических фигур различные конструкции. Примечание: учитель ходит вдоль рядов и при необходимости помогает детям. Варианты проведения: в игру можно добавлять различные другие конструкции. Учитель предлагает детям предста­вить, что все они однорукие (для вживания в роль можно посове­товать им подложить одну руку под себя). «Однорукие — лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, по­этому договариваются друг с другом вмиг, без слов. Вот четверо одноруких строят дом. (Далее учитель рассказывает и рисует.) А рядом сажают дерево. Я скажу им «айн»— и каждый возьмет в руку нужную деталь. Шепну «цвай» — и все будет пост­роено. (см. приложение) Раз-два сделал — так работают однорукие. А сейчас попытайтесь вырастить елочку. (Вывешивает на доску образец - см. приложение.) Кому удалось сложить елочку вчетвером без единого слова? Те, у кого сразу не получилось, послушайте меня. Когда я скажу: «Задумай­тесь», вы подумайте, кто какую деталь возьмет, и укажите на эту деталь пальцем. Тут вы увидите, что на какую-то деталь нацели­лись два пальца, а на какую-то нужную деталь никто не указывает. Тогда вы сможете договориться без слов. Попробуем? Собираем машину. (Образец постройки на доске - см. приложение.) Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они под­нимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса». Далее дети собирают птичку. Учитель ходит вдоль рядов и хвалит те группы, которые подняли знак вопроса: это честные однорукие. Они так устроены: делают только одно дело. В тех группах, где птич­ка собрана полностью, кто-то стал двуруким (собираются еще 3-4 фигурки - см. приложение). Если учитель захочет налаживать взаимопомощь групп, задания с недостающими руками надо доводить до конца и следует разре­шать детям переходить временно в другие группы. Если его этот организационный вопрос не занимает, он может сам работать «лишними» руками, совершая столько действий, сколько закажет группа. Следующее усложнение в работе вводится при сборе те­лежки (см. приложение). Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они под­нимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. (Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса».) Прежде чем дать команду приступать, учитель спрашивает, не бес­покоит ли детей что-то в этой конструкции, чем она отличается от предыдущих? Подтверждает, что в ней только три детали, стало быть, четвертый однорукий будет бездельничать. А однорукие от безделья болеют: они его не переносят. Поэтому надо догадаться, как сделать эту работу вчетвером, какую деталь надо собирать вдвоем. Далее дети собирают кораблик и домики трех видов (рис. 25). И на­конец, детям предлагается собрать кота. Кот — тестовая фигура, для нее в наборе недостает деталей: по­лукружий. Хорошо, если дети поднимут знак вопроса (где взять по­лукружья?). Если это сделают хотя бы две группы, отработку знака вопроса можно считать удачной. Регулятивные: · Выполнение деятельности строго по инструкции. Знаково-символические: · Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними. Личностные: · Проявление внимательности. · Способность к самооценке. Коммуникативные: · Умение сотрудничать со сверстниками.
  Закрепление нового материала и упражнений   10 минут «Повтори! Дополни! Отличись!». Заимствованный. Цели: умение анализировать пред­лагаемый предмет. Необходимые материалы: наборы геометрических фигур. Предварительная подготовка: учитель подготавливает раздаточный материал. Технология проведения: учитель называет слова, под которые дети должны поднять фигуру, соответствующую данному слову. Примечание: учитель контролирует ответы детей. Варианты проведения: в игре можно использовать другие фигуры. Играть можно четверками и парами. Когда я скажу «Повтори!» — все должны поднять такую же фигуру; если я скажу: «Дополни!» — надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. Например, если учитель показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зеленый кружок», ответ-допол­нение может быть таким:«А у меня есть маленький зеленый треу­гольник» («Большой зеленый кружок» или «Маленький синий кружок»). На команду: «Отличись!» — надо показать фигуру, пол­ностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую.) Каждый ответ учитель оценивает знаками «+». Регулятивные:
  • Выполнение деятельности строго по инструкции.
  • Выполнения движений.
Знаково-символические:
  • Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Личностные:
  • Проявление внимательности.
  • Способность к самооценке.
Коммуникативные:
  • Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли при работе в группах.
Заключительная часть Подведение итогов 3 минуты Задать вопросы детям Адаптированный. Цели: выявить, насколько усвоен материал детьми. - Ребята, вам понравился урок? - Чему мы с вами сегодня научились? - В какие игры играли? Понравились ли вам они? - Что нового вы сегодня узнали? Личностные:
  • Проявление внимательности.
Познавательные:
  • Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Рефлексия 6-8 минут Самоанализ Адаптированный. Цели: степень комфортности у детей на уроке. - Как вы чувствовали себя на уроке? - Вам было комфортно работать? - У кого возникли затруднения в ходе нашей работы? Почему? Личностные:
  • Проявление внимательности.
  • Способность к самооценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: