Методическая информация
|
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий
| Тип занятия: Урок формирования и совершенствования У и Н
|
Цели урока/ занятия/ мероприятия
| - Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий.
- Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.
|
Результаты урока/ занятия/ мероприятия
| Предметные результаты (знать, уметь):
1. Уметь различать, сравнивать цвета и фигуры.
2. Уметь различать времена года.
3. Уметь взаимодействовать с
одноклассниками.
| Метапредметные результаты (УУД):
1. Познавательные
· Освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка,
преобразование информации; представление информации в разных видах и
формах).
2. Коммуникативные:
· Овладеть умениями строить диалогическую речь (обмениваться
доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников
общения; приводить доказательства; высказывать свою точку зрения).
· Проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать,
анализировать творческие работы; проявлять оригинальность).
· Овладеть умениями анализировать (определять целесообразность
действий, операций, средств; оценивать качество процесса деятельности и
|
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
| Литература: Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)
Оборудование для учителя и для учеников: знаки «+» и «-», раздаточный материал для игр.
Оформление класса: парты могут быть расставлены, как традиционно, так и сдвоенно.
Оформление доски: набор однородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то же время года и один и тот же климатический пояс, собаки и лошади разной породы и т. п.
|
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
|
Этап урока
/занятия/мероприятия
| Время, продолжительность
этапа
| Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности
| Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник)
-Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный
| Подробное описание задания по установленной схеме:
- Цель задания\метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Проведение
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть
| Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания
| УУД, которые формируются при использовании данного задания (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
|
Вводная часть
| Орг.
момент
| 1 – 2 минуты
| Словесный метод.
| Адаптированный.
| Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
| - Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Сегодня на уроке мы будем учиться свободно выражать свои мысли.
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
Основная часть
| Подготовка к активному и сознательному закреплению материала (актуализация)
| 8 минут
| «Понятно ли мы говорим?»
| Заимствованный, частично измененный.
| Цели:
Необходимые материалы:
Знаки «+» и «-» Предварительная подготовка: учитель подготавливает раздаточный материал.
Технология проведения: ученикам предлагается три ситуации, которые они должны выполнить.
Примечание: учитель контролирует выполнение заданий.
Варианты проведения: в игре можно использовать другие фигуры.
| «Если я говорю понятно, покажите знак «+», если непонятно — знак «-». На доске — набор однородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то же время года и один и тот же климатический пояс, собаки и лошади разной породы и т. п. Учитель дает три описания:
1) правильное, точное, однозначно узнаваемое;
2) слишком поверхностное, относящееся к нескольким рисун-кам, например: «В этой местности растут деревья, течет река, зе-ленеет травка, синеет небо»... или: «У этого пса черный мокрый нос, блестящие глаза, белые крепкие зубы. Он весело машет хво-стом»;
3) слишком эмоциональное, бессодержательное: «Это одно из самых красивых мест, какие я когда-либо видела. Здесь все радует глаз, все вызывает улыбку»... или: «Это необыкновенно стройная лошадь, с изящными ножками, холеной гривой, большими добрыми глазами. Я всегда приношу ей сахар, а она вежливо берет его с моей ладони теплыми губами».
После каждого описания учитель применяет прием Ш. А. Амонашвили. Он предлагает: «Положите голову на парту, закройте глаза и вспоминайте этот пейзаж (эту лошадь). Потом я подойду, и каждый из вас по очереди шепнет мне на ухо номер картинки». Собрав мнения детей (лучше каждый раз подходить к детям из разных рядов), учитель объявляет результат: все назвали одну и ту же картинку или все назвали разные картинки. Спрашивает, почему так получилось, что было непонятно в его описании, о чем дети хотели бы узнать дополнительно? Дети задают вопросы.
| Регулятивные:
· Выполнение деятельности строго по инструкции.
Личностные:
· Проявление внимательности.
· Способность к самооценке.
Коммуникативные:
· Умение сотрудничать со сверстниками.
|
| Закрепление нового материала и упражнений
|
минут
| «Понятно ли мы действуем?»
| Заимствованный.
| Цели
Необходимые материалы:
Знаки «+» и «-»,шляпа, кепка, ушанка, берет, платок. Предварительная подготовка: учитель подготавливает необходимый материал.
Технология проведения:
Учеников делят на три команды, каждой из которых дается по три задания.
Примечание: учитель контролирует выполнение заданий.
Варианты проведения: в игре можно использовать другие фигуры.
| Дети разбиваются на четверки. Часть парт разворачивают, чтобы пары сидели лицом друг к другу. Это бригады по уборке класса. Они должны распределить обязанности: кто-то будет подметать пол, кто-то — мыть подоконники, кто-то — вытирать доску, кто-то — поливать цветы и т. п. Можно придумать и другие обязанности. Распределив дела, четверка сообщает: «Мы готовы».
Учитель приглашает к доске первые четыре группы по очереди (тех, кто договорился быстрее других). Группа показывает пантомиму «Уборка класса». По знаку учителя актеры останавливаются. Зрители должны назвать роль каждого актера. Если все зрительские мнения совпадают, действие актера оценивается знаком «+».
По пантомиме следующей группы можно поставить перед зрителями новый вопрос: с помощью чего дети выполняют свою работу (подметают метлой и т. п.)?
Вторая пантомима — «Магазин головных уборов». Группы должны снова договориться, кто что будет покупать и примеривать в магазине (шляпа, кепка, ушанка, берет, платок).
Учитель действует вместе со всеми зрителями. Если ему действительно что-то непонятно, он поднимает знак вопроса и помогает актеру отреагировать на этот знак — подсказывает, как надо спросить («Что вам непонятно?»).
Если эта непосредственная реакция на вопрос привьется, в классе возникнет удивительная форма фронтальной дискуссии, местами напоминающая разговор, который направляется взаимным интересом собеседников, а не учителем.
Третья пантомима — «Выставка скульптуры». Каждая группа (можно из двух человек) выбирает, кто будет глиной, а кто — скульптором. Сначала скульптор мнет глину (что-то типа массажа плеч, рук, спины). Глина должна размякнуть. Потом скульптор лепит скульптуру. Ставит ее на постамент (стул) и загадывает название (шепчет скульптуре на ухо: скрипач... футболист... балерина... поэт... стрелок из лука...). Учитель должен предложить такие названия, но не ограничивать ими детей. Все скульпторы обходят выставку, останавливаются возле каждой скульптуры и высказывают предположения по поводу ее названия. Если догадки совпадут, скульптор и его скульптура получают приз «За ясность в выражении своих мыслей».
Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями. Следует подчеркнуть, что вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения. Тон задает учитель. (Сюжеты пантомим — дело учителя, приведенные здесь лишь пример.)
| Знаково-символические:
- Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Личностные:
- Проявление внимательности.
Коммуникативные:
- Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли при работе в группах.
|
Заключительная часть
| Подведение итогов
| 3 минуты
| Задать вопросы детям
| Адаптированный.
| Цели: выявить, насколько усвоен материал детьми.
| - Ребята, вам понравился урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему мы с вами сегодня научились?
- В какие игры играли? Понравились ли вам они?
| Личностные:
- Проявление внимательности.
Познавательные:
Осознание и произвольное построение речевого высказывания.
|
Рефлексия
| 4-5 минут
| Самоанализ
| Адаптированный.
| Цели: степень комфортности у детей на уроке.
| - Вам было комфортно работать на уроке?
- У кого возникли затруднения в ходе нашей работы? Почему?
| Личностные:
- Проявление внимательности.
- Способность к самооценке.
|
| | | | | | | | |
Методическая информация
|
Классификация урока
| Тип занятия: урок формирования и совершенствования УН
|
Цель урока
| 1. Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам.
2. Выработать умение договариваться, «содействовать».
|
Результаты урока
| Предметные результаты (знать, уметь):
4. Уметь различать, сравнивать цвета и фигуры.
5. Уметь описывать последовательность своих действий при составлении различных конструкций.
Уметь называть получившиеся конструкции.
| Метапредметные результаты (УУД):
Личностные:
- проявление внимательности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- выполнение деятельности строго по инструкции;
Познавательные:
- рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Знаково-символические:
- понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Логические:
- анализ;
- синтез;
- сравнение.
Коммуникативные:
- умение слушать учителя и друг друга;
- интеграция в группу сверстников;
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- управление поведением партнера-оценка действий партнера;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в обращении и взаимодействии;
- умения договариваться и распределять роли при работе в группах.
|
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
| Литература
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с.
Оборудование для учителя и для учеников: конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), карточка «?».
Оформление класса: парты могут быть расставлены, как традиционно, так и сдвоенно.
Оформление доски: нет.
|
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
|
Этап урока
/занятия/мероприятия
| Время, продолжительность
этапа
| Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности
| Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник)
-авторский
- заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный
| Подробное описание задания по установленной схеме:
- Цель задания\метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Проведение
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть
| Инструкции учителя
обучающимся для реализации
или в ходе
проведения задания
| УУД, которые формируются при использовании данного задания
|
Вводная
| Организационный этап
| 1 – 2 минуты
| Словесный метод
| Адаптированный
| Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
| - Здравствуйте, ребята! Вы запомнили, как здороваются настоящие школьники? Правильно! Садитесь!
Сегодня на уроке мы будем учиться задавать вопрос товарищу. Если у вас появятся вопросы, вы можете их задавать. А как правильно их задавать? (Поднять руку.)
| Коммуникативные:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
Основная часть
| Подготовка к активному и сознательному закреплению материала (актуализация)
| 10 минут
| «Однорукие»
| Заимствованный, частично измененный.
| Цели: 1. выработка умения договариваться, «содействовать» через действие; 2. выработать умение обращаться друг к другу за помощью.
Необходимые материалы: наборы геометрических фигур двух цветов (всего 22 фигуры по 11 каждого цвета), «?» на карточках у каждого ребенка.
Предварительная подготовка: учитель подготавливает раздаточный материал.
Технология проведения: учитель предлагает детям представить, что все они однорукие и предлагает им собрать из предложенных геометрических фигур различные конструкции.
Примечание: учитель ходит вдоль рядов и при необходимости помогает детям.
Варианты проведения: в игру можно добавлять различные другие конструкции.
| Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие (для вживания в роль можно посоветовать им подложить одну руку под себя). «Однорукие — лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, поэтому договариваются друг с другом вмиг, без слов. Вот четверо одноруких строят дом. (Далее учитель рассказывает и рисует.) А рядом сажают дерево. Я скажу им «айн»— и каждый возьмет в руку нужную деталь. Шепну «цвай» — и все будет построено. (см. приложение)
Раз-два сделал — так работают однорукие. А сейчас попытайтесь вырастить елочку. (Вывешивает на доску образец - см. приложение.) Кому удалось сложить елочку вчетвером без единого слова? Те, у кого сразу не получилось, послушайте меня. Когда я скажу: «Задумайтесь», вы подумайте, кто какую деталь возьмет, и укажите на эту деталь пальцем. Тут вы увидите, что на какую-то деталь нацелились два пальца, а на какую-то нужную деталь никто не указывает. Тогда вы сможете договориться без слов. Попробуем? Собираем машину. (Образец постройки на доске - см. приложение.) Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса».
Далее дети собирают птичку. Учитель ходит вдоль рядов и хвалит те группы, которые подняли знак вопроса: это честные однорукие. Они так устроены: делают только одно дело. В тех группах, где птичка собрана полностью, кто-то стал двуруким (собираются еще 3-4 фигурки - см. приложение).
Если учитель захочет налаживать взаимопомощь групп, задания с недостающими руками надо доводить до конца и следует разрешать детям переходить временно в другие группы. Если его этот организационный вопрос не занимает, он может сам работать «лишними» руками, совершая столько действий, сколько закажет группа. Следующее усложнение в работе вводится при сборе тележки (см. приложение).
Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. (Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса».)
Прежде чем дать команду приступать, учитель спрашивает, не беспокоит ли детей что-то в этой конструкции, чем она отличается от предыдущих? Подтверждает, что в ней только три детали, стало быть, четвертый однорукий будет бездельничать. А однорукие от безделья болеют: они его не переносят. Поэтому надо догадаться, как сделать эту работу вчетвером, какую деталь надо собирать вдвоем.
Далее дети собирают кораблик и домики трех видов (рис. 25). И наконец, детям предлагается собрать кота.
Кот — тестовая фигура, для нее в наборе недостает деталей: полукружий. Хорошо, если дети поднимут знак вопроса (где взять полукружья?). Если это сделают хотя бы две группы, отработку знака вопроса можно считать удачной.
| Регулятивные:
· Выполнение деятельности строго по инструкции.
Знаково-символические:
· Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Личностные:
· Проявление внимательности.
· Способность к самооценке.
Коммуникативные:
· Умение сотрудничать со сверстниками.
|
| Закрепление нового материала и упражнений
|
10 минут
| «Повтори! Дополни! Отличись!».
| Заимствованный.
| Цели: умение анализировать предлагаемый предмет.
Необходимые материалы: наборы геометрических фигур.
Предварительная подготовка: учитель подготавливает раздаточный материал.
Технология проведения:
учитель называет слова, под которые дети должны поднять фигуру, соответствующую данному слову.
Примечание: учитель контролирует ответы детей.
Варианты проведения: в игре можно использовать другие фигуры.
| Играть можно четверками и парами. Когда я скажу «Повтори!» — все должны поднять такую же фигуру; если я скажу: «Дополни!» — надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. Например, если учитель показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зеленый кружок», ответ-дополнение может быть таким:«А у меня есть маленький зеленый треугольник» («Большой зеленый кружок» или «Маленький синий кружок»). На команду: «Отличись!» — надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую.)
Каждый ответ учитель оценивает знаками «+».
| Регулятивные:
- Выполнение деятельности строго по инструкции.
- Выполнения движений.
Знаково-символические:
- Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Личностные:
- Проявление внимательности.
- Способность к самооценке.
Коммуникативные:
- Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли при работе в группах.
|
Заключительная часть
| Подведение итогов
| 3 минуты
| Задать вопросы детям
| Адаптированный.
| Цели: выявить, насколько усвоен материал детьми.
| - Ребята, вам понравился урок?
- Чему мы с вами сегодня научились?
- В какие игры играли? Понравились ли вам они?
- Что нового вы сегодня узнали?
| Личностные:
- Проявление внимательности.
Познавательные:
- Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
|
Рефлексия
| 6-8 минут
| Самоанализ
| Адаптированный.
| Цели: степень комфортности у детей на уроке.
| - Как вы чувствовали себя на уроке?
- Вам было комфортно работать?
- У кого возникли затруднения в ходе нашей работы? Почему?
| Личностные:
- Проявление внимательности.
- Способность к самооценке.
|