Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к 2 основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS.
Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний.
Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.
Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.
|
|
Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.
Важнейшие особенные функции государства по регулированию экономических кризисов:
- руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;
- руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;
- обеспечение правовой основы всех преобразований;
- умелое проведение макроэкономической политики - кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.
Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить полностью макроэкономические кризисы. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста.