Понятие организационной культуры

Организационная культура - новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний - организационного поведения (ОП), которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в следующих направлениях:

• личность в организации (индивидуальное поведение);

• групповое поведение в организации;

• поведение руководителя в организации;

• адаптация организации к внутренней и внешней среде;

• повышение организационной эффективности в деятельности организации.Основная цель ОП - помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Для реализации данной цели требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организаций, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на ОП. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из ОП начинает выделяться новое научное направление - организационная культура (ОК.), которая всегда будет составной частью ОП.

Для каждого направления в ОП существует своя организационная культура и все они составляют единое целое.

Организационная культура (ОК) - совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Напомним, что организационные отношения - взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее.

OK - весьма подвижная категория, зависящая от мирового общественного развития: развития страны, компании и т.д. В противоположность ОК существует псевдоорганизационная культура (ПОК), сформированная на базе гипертрофированных общественных условий, например, организационная культура террористических и мафиозных организаций, организационная культура наркобизнеса. Конечно, влияние ПОК ничтожно по сравнению с естественной ОК.

Обобщая сказанное, дадим более общее определение ОК. Организационная культура - система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: