Конкурентное преимущество — превосходство над конкурентами позволяет получать желаемую прибыль и удерживать прочные позиции на рынке.
Пути получения конкурентного преимущества:
1. Продуктовое лидерство — ориентирование на рынок в целом и учет особенностей поведения потребителей:
совершенствование товара;
сервисное обслуживание;
стимулирование продаж;
создание имиджа.
Условия:
ненасыщенный рынок;
слабая конкуренция;
активное поведение на рынке.
2. Ценовое лидерство — ориентация на рынок в целом с учетом действия конкурентов:
объем затрат на производство;
внедрение новых технологий;
затраты на маркетинг могут снижаться.
Условия:
зрелый рынок;
слабые нововведения.
3. Лидерство в нише — ориентирование на закрепление лидерства в сегменте, который не привлекает внимание более сильных конкурентов.
Условия: малый бизнес.
Возможности по достижению конкурентного преимущества:
анализ привлекательности рынка: низкая конкуренция, мало препятствий для проникновения, собственные достоинства и недостатки, которые можно реализовать на данном рынке;
|
|
анализ сильных и слабых мест конкурента;
наличие товарных аналогов;
уровень покупательной способности потребителей.
Различные стратегии достижения конкурентного преимущества представлены в табл
Таблица Стратегии достижения конкурентного преимущества
Позиция на рынке | Упреждающие стратегии | Пассивные стратегии |
Лидеры рынка | "Захват" "Защита" "Блокировка" | "Перехват" |
Преследователи лидеров рынка | "Атака" "Прорыв" "Окружение" | "Следование по курсу" |
Избегающие прямой конкуренции | "Сосредоточение сил на участке" "Обход" | "Сохранение позиций" |
Правила конкурентной борьбы:
Умение концентрировать ресурсы для эффективных действий.
Использование любой возможности для овладения инициативой.
Способность маневрировать имеющимися ресурсами для достижения поставленных целей.
Достаточно гибкое планирование, учитывающее как изменение среды рынка, так и действий конкурентов.