11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми правами и способностью к самостоятельной организации своей жизни. Основными движущими мотивами человеческой деятельности Мэдисон считал индивидуальные и коллективные интересы.
Основные работы: статьи в нью-йоркских газетах, выходивших с октября 1787 г. по май 1788 г. под общим названием «Федералист» (15 статей из 85).
Содержание политике-правого учения. Политические и правовые идеи Мэдисона имели особое значение для разработки Конституции США 1787 г., он был одним из авторов текста Конституции, а также для подготовки Билля о правах 1791 г. Поэтому в научной литературе и публицистике его называли «философом американской конституции».
При разработке проекта Конституции США на Конвенте в Филадельфии в 1787 г. Мэдисон призывал исходить не из однородности американского общества, а из его глубокого социального расслоения и существующих в обществе
противоречий.
Понимая под обществом только белое население страны и подразделяя его на две фракции (два «класса») — фракцию меньшинства и фракцию большинства, Мэдисон считал, что противоречия между ними приводят к необходимости создания государства. Главной ошибкой авторов ряда конституций штатов, с его точки зрения, было то, что они, руководствуясь ложными положениями о социальной однородности американского общества, не смогли выделить фракцию наиболее зажиточной части населения — фракцию меньшинства, и потому не сумели представить должным образом ее интересы в системе государственной
власти.
Стремясь избежать подобной «ошибки» на федеральном уровне, при разработке Конституции США Мэдисон последовательно отстаивал идею создания двухпалатного законодательного органа — Конгресса. По его мнению, система разделения властей, сердцевину которой составляет механизм
184____ Глава 11. Политико-правовые учения в США...______
«сдержек и противовесов», должна уравновешивать различные ветви власти, прежде всего законодательную.
С этой целью нижняя палата — палата представителей, считал Мэдисон, будучи основной в структуре Конгресса, должна представлять интересы всего американского народа. Она формируется на основе прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. В рассматриваемый период правом голоса обладали лишь достигшие 21 года «белые мужчины». Противовесом нижней палате Конгресса должна была служить его верхняя палата — сенат. Членами этой палаты могли быть только собственники. Вплоть до принятия 17-й поправки к Конституции США (1913) члены сената избирались высшими законодательными органами штатов — легислатурами. После этого они стали избираться по тем же правилам, что и члены палаты представителей.
Рассматривая законодательную власть в качестве доминирующей среди других ветвей власти, Мэдисон считал, что при определенных условиях, при отсутствии сдерживающих начал от законодательной власти может исходить реальная угроза самостоятельному функционированию других государственных властей. Во избежание подобной ситуации Мэдисон предлагал установить не только внутренний контроль за повседневной деятельностью законодательной власти в виде бикамеризма, но и внешний контроль в виде некоего совместного органа исполнительной и судебной властей — «контрольно-ревизионного совета». Однако при рассмотрении проекта Конституции на Конвенте возобладала идея судебного конституционного контроля.
Придавая огромное значение принципу разделения властей в процессе формирования и функционирования госу-. дарственного механизма США, Мэдисон в то же время последовательно отстаивал идею создания в стране республиканской формы правления: «Совершенно очевидно, что только эта, и никакая иная, форма правления отвечает духу американского народа, основополагающим принципам революции или благородному стремлению, которым исполнены все приверженцы свободы, — строить наши политические опыты на способности человечества к самоуправлению»,
Определяя республику как форму правления, при которой «вся власть исходит, прямо или косвенно, от всей мас-
11.4. Политические и правовые взгляды... Гамильтона 185
сы народа, а осуществляется отдельными лицами, исполняющими свои должности по согласию в течение определенного времени или пока отличаются безукоризненным поведением», Мэдисон особое значение придавал тому, чтобы эта власть исходила «от всего общества, а не от незначительной его части или привилегированного класса», поскольку в таком случае теряется всякий смысл республиканской формы правления.
Будучи последовательным республиканцем, Мэдисон тем не менее выступал против проведения выборов ради самих выборов, опровергая расхожую в то время сентенцию: «конец ежегодным выборам — начало тирании».
Мэдисон весьма настороженно относился к такой форме непосредственной демократии, как референдум. Прямое обращение к народу во всех случаях, когда требуется удержать ту или иную ветвь власти «в пределах отведенных ей конституцией», писал он, «вызывает возражение» по ряду причин. Наиболее важные из них заключаются в том, что «в каждом подобном случае неизбежно возникает мысль о недостатках в правлении, а частые обращения такого рода в значительной мере лишат правительство почтительного отношения, которое накладывает время на все сущее и без которого... мудрейшее и свободнейшее правительство не обретает необходимой устойчивости». Кроме того, отмечал Мэдисон, при каждом обращении к народу всегда существует «опасность нарушить общественное спокойствие чрезмерным возбуждением общественных страстей».
* * *
В силу названных причин в США по мере формирования и развития политико-правовой системы сложилась практика проведения всенародных опросов в виде референдумов только на среднем (в пределах отдельных штатов) и местном уровнях.
11.4. Политические и правовые взгляды Александра Гамильтона
Гамильтон Александр (1757-1804) — политический деятель, участник войны за независимость, один из «отцов-основателей» США.
186____ Глава 1 1. Полит ико-правовые учения в США..._______________
Биография. Родился в 1757 г. на острове Невис в Британской Вест-Индии. Обстоятельства рождения А. Гамильтона служили предметом насмешек и издевок в буржуазных и плантаторских семьях США, придерживавшихся морали и предрассудков тогдашней английской аристократии. То, что Гамильтон был внебрачным ребенком, рос в бедной семье и рано (в 13 лет) потерял мать, не сказалось отрицательно на его воспитании и образовании. Благодаря протекции и материальной помощи богатых опекунов весьма способный и трудолюбивый Гамильтон в 1773 г. окончил частную школу в Нью-Джерси, а затем королевский колледж в Нью-Йорке (ныне — Колумбийский университет). Политическая карьера А. Гамильтона связана с его участием в работе Континентального конгресса, с выработкой и принятием Конституции США, лидерством в партии федералистов с 1789 г. и занятием должности министра финансов США с 1789 по 1795 г. Скончался Гамильтон в 1804 г. от смертельной раны, полученной им во время дуэли с одним из своих многочисленных политических врагов, лидером республиканской партии в г. Нью-Йорке А. Бэрром.
Логическое основание политико-правового учения. А. Гамильтон испытал влияние политических и правовых идей Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье.
Основные работы: статьи в нью-йорских газетах, выходивших с октября по май 1787 г. под названием «Федералист». В «Федералисте» публиковались комментарии к Конституции. Гамильтон — автор 51 статьи.
Содержание политико-правового учения. В историю политико-правовой мысли А. Гамильтон вошел как выразитель и защитник интересов крупной торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев США, выступавший за создание мощного централизованного государства сначала в форме конфедерации, а затем — федерации.
Определяя конфедерацию как «ассамблею обществ» или как «ассоциацию двух или более штатов в один штат», Гамильтон последовательно доказывал несомненные преимущества такого объединения штатов: «Прочный Союз будет иметь величайшее значение для мира и свободы штатов как преграда раздорам и мятежам». Такой союз, полагал Гамильтон, необходим «национальной системе» США: •/ для «спасения ее от надвигающейся анархии»; •S «коммерческого процветания штатов»; ■S «содействия росту государственных доходов»; и т.п.
I
11.4. Политические и правовые взгляды... Гамильтона 187
Разумеется, отмечал Гамильтон, конфедерация как союз штатов имеет свои явные и скрытые недостатки — «дефекты», один из которых— «полное отсутствие санкций», <!бсспечивающих исполнение законов, принимаемых на уровне конфедерации: «Соединенные Штаты, как они существуют ныне, не имеют власти добиваться повиновения или наказывать неповиновение принятым ими решениям, либо денежными штрафами, либо приостановлением или лишением привилегий, либо какими-либо иными конституционными способами».
В разряд дефектов конфедерации Гамильтон относил и «отсутствие взаимной гарантии правительств штатов» — гарантий оказания взаимной помощи штатов друг другу в случае тех или иных потрясений: «Без гарантий нужно отказаться от помощи Союза при отвращении тех внутренних опасностей, которые иногда могут поставить под угрозу существование конституций штатов. В каждом штате узурпаторы могут распоясаться и растаптывать свободы народа, в то время как национальное правительство вправе реагировать на эти бесчинства лишь выражением негодования и сожаления».
Указывая на ряд других дефектов существующей конфедерации, А. Гамильтон настаивал на последовательной трансформации конфедерации в федерацию. В связи с этим он отстаивал идею создания и функционирования наряду со «свободными штатами» сильного централизованного государства и соответствующего ему по силе федерального правительства.
Полномочия, касающиеся «создания и руководства национальными вооруженными силами», полномочия «в получении доходов от налогов, за исключением сборов за импорт», полномочия в области внешней политики Гамильтон предлагал предоставить федеральному правительству.
Придерживаясь вместе с другими «отцами-основателями» США принципа разделения властей, Гамильтон особое внимание уделял процессам формирования и распределения полномочий между федеральными органами. Система сдержек и противовесов, по его мнению, должна распространяться не только на отношения между законодательными, исполнительными и судебными органами, но и на отношения палат внутри законодательной власти — нижней палаты (палаты представителей) и верхней (сената). Первая палата представляет интересы основной, малоимущей
188 Гла ва 11. Политико-п равовые учения в США..._______
части населения («класс большинства»), а вторая — интересы крупных собственников, олигархической части населения («класс меньшинства»).
«Главные мерила», с которыми надо, по мнению Гамильтона, подходить «к этому органу управления, таковы:
•S цензы, которым должны соответствовать сенаторы;
S назначение сенаторов законодательными органами штатов;
S равенство представительства в сенате;
S число сенаторов и срок, на который они избираются;.
S полномочия, предоставляемые сенату».
Стремлением обеспечить через сенат власть и интересы «класса» меньшинства — крупных собственников над всем остальным обществом, и прежде всего над «классом» большинства, обусловило особое внимание А. Гамильтона к сенату: «Предоставьте первому классу, то есть "классу" торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев, твердую и постоянную роль в управлении государством», и «он сдержит неустойчивость другого класса», обеспечит тем самым стабильное управление обществом и государством.
По замыслу Гамильтона, наряду с сильным сенатом в системе федеральных «управленческих» органов сильной должна быть и исполнительная власть. Эта власть должна быть сосредоточена в руках президента, который избирается на «длительный срок». Последнее условие является принципиально важным и необходимым, поскольку с ним Гамильтон напрямую связывает две возможности:
1) проявления президентом «личной твердости» при
осуществлении им конституционных полномочий;
2) установления «стабильности системы администра
ции под его эгидой».
Поясняя свою позицию, Гамильтон писал: «Человек, исполняющий обязанности президента и осознающий, что он должен в кратчайший срок сложить свои полномочия, будет очень мало заинтересован, чтобы рискнуть подвергнуться серьезному порицанию или попасть в затруднительное положение в результате независимого применения своих полномочий, или противостоять недобрым настроениям, хотя бы и преходящим, охватившим или значительную часть народа, или даже господствующую фракцию в законодательном органе».
11.4. Политические и правовые взгляды... Гамильтона 189
13удучи центральной фигурой в государственном механизме, президент является главнокомандующим вооруженными силами США, а также «ополчения отдельных шта-14)и, когда оно призывается на действительную службу». Он обладает правом отсрочки исполнения приговоров, а также правом помилования за преступления, совершенные против США. «С совета и согласия Сената» президент наделяется правом заключения международных договоров, назначения послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного Суда, а также ряда других должностных лиц.
Согласно представлениям Гамильтона, президент как носитель исполнительной власти должен наделяться огромными полномочиями и в других сферах жизни общества и государства: «В большинстве этих конкретных прав власть президента походит на власть короля Великобритании».
Наряду с законодательной и исполнительной властями, определенное внимание Гамильтон уделял судебной власти, «из-за существа своих функций всегда менее всего опасной для политических прав, определенных конституцией, ибо у этой власти самые малые возможности для их нарушения или ущемления». Придавая огромное значение роли суда в жизни общества и государства и отвергая распространенный в тот период тезис о предполагаемом «вторжении судебной власти в область законодательной» («на деле это фантом»), Гамильтон последовательно выступал за предоставление судебной власти:
-/ «специфического права интерпретации законов»;
S права на признание недействительными законов, которые противоречат Конституции.
Многие предложения А. Гамильтона, касающиеся государственно-правового устройства США, нашли соответствующее отражение и закрепление в Конституции США 1787 г. «Американцы знают о Гамильтоне, что он был одним из составителей конституции страны и дал ей философское обоснование, что он стал первым министром финансов США, создал Национальный банк и занимал важные посты в правительстве Вашингтона».
190_____ Глава 11. Политико-правовые у чения в США...
Вопросы для самоконтроля
1. С чем Пейн сравнивал конституцию государства?
2. Что служило для Пейна доказательством реальности есте
ственных прав человека?
3. Какое место в правовом учении Пейна занимают права
поколений?
4. Как Пейн соотносил прецедентное право с правом законо
дательным?
5. К каким радикальным выводам пришел Пейн, следуя тео
рии договорного происхождения государства?
6. В каком документе наиболее ярко проявились политиче
ские и правовые взгляды Джефферсона?
7. В чем суть этих взглядов Джефферсона?
8. Интересы какой части общества отстаивал Мэдисон и по
чему?
9. Что понимал Мэдисон под «обществом»?
10. Почему Мэдисон отстаивал идею республиканской фор
мы правления для США?
11. Каковы, по мнению Гамильтона, были дефекты конфеде
рации штатов?
12. Каким образом Гамильтон предлагал трансформировать
конфедерацию в федерацию?
Литература
Американские просветители. Избранные произведения: В 2 т. М., 1968-1969.
БёркЭ. Правление, политика и общество. М., 2001.
Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М., 1993.
Громаков Б.С. Политические и правовые взгляды Пейна. М., 1960.
Дементьев И.П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии. М., 1973.
Каримский A.M. Революция 1776 года и становление американской философии. М., 1976.
Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962-1963.
Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.
Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII века. М., 1980.
Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.
Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.
Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 1993.
Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.