ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особенности, коллективной»; «достаточно познать главные статические и динамические законы общественности, чтобы надлежащим образом систематизировать всю нашу общественную и частную жизнь, достигая улучшения нашей судьбы».
Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразования Западной Европы».
Конт различал в социологии социальную статику и социальную динамику (табл. 14).
Таблица 14 Социология как социальная статика и социальная динамика
Социальная статика | Социальная динамика |
Использует метод наблюдения за социальным организмом | |
в статике | в динамике |
Изучает | |
социальную анатомию | социальную физиологию |
Обнаруживает законы | |
социального порядка | социального прогресса |
Выявляет солидарность | |
в пространстве | во времени |
Социальная статика, считал Конт, признает огромное значение семьи для существования социального организма. Семья — это союз, который обусловлен симпатическим инстинктом; школа социальной жизни, в которой индивид учится жить в гармонии с другими; «самое маленькое общество».
|
|
Конт отрицательно относился к разводу, который во Франции был установлен Гражданским кодексом в 1804 г.
Социальная статика, полагал Конт, рассматривает общество как более широкий союз, нежели семья.
Основой общества как «ассоциации» для Конта являются не только симпатические инстинкты, но прежде всего
282 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
принцип кооперации, необходимость которого диктуется общественным разделением труда. Кооперация же требует единого правительства, искусственно поддерживающего солидарность общественного тела (социальный консенсус) против «фатальной склонности» к раздробленности идей, чувств и интересов. Поэтому, по мнению Конта, для поддержания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управляемые.
Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сформулировал закон социального прогресса — закон трех стадий. Согласно этому закону умственное развитие человечества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа.
|
|
1. Теологический этап продолжался до 1300 г.
На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе произошло разделение властей на духовную и светскую. Конт полагал: «Разделение этих властей в Средние века составляет самый крупный шаг, который до сих пор сделала общая история социального порядка».
Носителями духовной власти выступали жрецы, священники и т.п.; носителями светской власти были военные вожди (Конт указывает на прогрессивный факт независимого осуществления своей власти католической церковью при папе Григории VII от императорской власти).
2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г.
На это время на Западе приходятся Реформация, Просвещение и Революция, которые привели к изменению мышления людей. Мышление становится отвлеченным, формальным, а воображаемые духи, гномы и боги вытесняются понятием общих «сущностей», «первопричин» и т.п. В это время духовная власть в обществе принадлежит метафизикам и литераторам, вдохновленным такими отвлеченными понятиями, как «общественный договор»», естест-
_____ 19.1. Полит ико-право вое учение Огюста Конта 283
пенные права» и т.п. Светскую власть в это время осуществляют законодатели.
3. На окончательном этапе — научном (позитивном) — постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Большую роль начинает играть наука. Распространяются идеи социальности и альтруизма.
Конт предполагал, что светская власть отныне будет принадлежать «промышленникам», патрициату, а духовная — «ученым» и жрецам позитивистской церкви.
Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная философия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разработал «План реорганизации социальной жизни» для промышленных обществ, реализация которого приведет к установлению социократии.
Социократия, считал Конт, не будет похожа на «анархическую республику», которую он не принимал, как он не принимал и конституционную монархию во Франции в период с 183Q по 1848 г. — «это тщетное эмпирическое подражание несовершенному политическому строю, преимущественно годному для Англии».
Социократия Конта — это «позитивистская республика», «западная республика», формула которой будет выглядеть следующим образом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социократии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса.
«Позитивистская республика» Конта предполагает существование западных индустриальных обществ, в которых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила числа»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33.
К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения.
284 Глава 19. Проблемы государства и п рава в социологии...___
Согласно одному из статических законов Конта общество основывается на солидарности людей. При социокра-тии эта солидарность будет обеспечена:
а) признанием каждого человека общественным суще
ством, выполняющим «социальные функции» (в социокра-
тии «каждый гражданин является государственным чинов
ником»);
б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчи
нить личность общественности: «Слово «право» должно
быть изгнано из политического языка, как слово «случай»
из истинного философского языка»; «в позитивном строе,
не допускающем небесных полномочий, идея права без
возвратно исчезает. Каждый имеет обязанности и отно
сительно всех людей, но никто не имеет права в собст
венном смысле слова»; «единственное право, которым
каждый человек обладает, — это право выполнять свой
долг»;
|
|
в) признанием за частной собственностью социальной
значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необ
ходимую» социальную функцию, которая состоит в накоп
лении капитала и управлении им. Капиталистическая соб
ственность — это основа деятельности для следующего
поколения собственников: «Это нормальная оценка обла
гораживает владение собственностью, не ограничивая его
справедливой свободы и даже внушая к нему больше ува
жения».
Собственность, по Конту, заслуживает большого уважения, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений.
Согласно другому статическому социологическому закону Конта, в обществе должно быть правительство, которое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоретическая власть», «философская власть») и власть светская («практическая власть») (табл. 15). Духовная власть согласно закону трех стадий общественного развития Конта при социократии должна принадлежать философам, ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть — патрициату. Каждая из этих властей имеет свою компетенцию, но духовная власть, считал Конт, стоит выше власти светской.
19.1. Политико-право вое у чен ие Огюста Конта
Таблица 15
Функции | властей |
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть») | |
Светская власть («практическая власть»). | |
При социократии должна принадлежать: | |
философам | патрициату |
«провозглашает неопровержимые правила, в которых рассудок и чувства всегда совместно способствуют изменению деятельности» | нормирует плату за труд промышленных рабочих; вознаграждает труды теоретиков |
Осуществляет: | |
• обязанности культа; • воспитание социальных чувств, начиная с детского возраста; • образовательную деятельность (Конт выступал за единую систему всеобщего образования для всех передовых народностей); • моральное совершенствование капиталистов и пролетариев | • экономические функции; • не выполняет каких-либо судебных, политических и военных функций |
Важнейшая компетенция духовной власти — воспитание в духе общественной солидарности капиталистов («ибо философская власть наложит именно на крупнейших руководителей обязанности, благоприятные для их подчиненных») и пролетариев (истинное счастье для пролетария (самородного философа) — удовлетворение своих интеллектуальных, моральных, социальных потребностей).
|
|
Средствами воспитания капиталистов могут быть: убеждение; систематическое порицание; исключение из общества.
Пролетарий должен будет понять, что находится на общественной службе и потому не должен стремиться к богатству (счастье не в этом), к политической карьере (через рабочие клубы будет происходить отвлечение пролетариев от напрасного вмешательства в политику).
При социократии учреждается новая религия — религия Человечества (Великого Существа). Человечество объеди-
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта |
класса капиталистов и класса пролетариев, эти мыслители предложили разные программы действий по прогрессивному преобразованию западных промышленных обществ: Таблица 16 Взгляды |
К. Маркса |
О. Конта |
Отношения между классами: |
Возможность консенсуса: |
Отношение к власти: |
Отношение к частной собственности: |
Огюст Конт оказал огромное влияние на современников. Видный французский мыслитель XX столетия Раймон Арон (1905-1983) назвал его «философом в социологии, социологом в философии». Взгляды Конта оказали влияние на английского социолога Герберта Спенсера — теоретика военных и промышленных обществ и на немецкого правоведа Карла Бергбо-ма — представителя школы юридического позитивизма. Особенно заметным было влияние позитивистов в Бразилии. В 1891 г. в Рио-де -Жанейро был открыт позитивист- |
286 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
няет в себе, по Конту, все поколения людей: прошлые, настоящие и будущие. Не все люди входят в состав Великого Существа: человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него, но зато включены полезные животные.
Вводятся статические празднества, воплощающие идею порядка:
• апрель — это месяц детей;
• июнь — это месяц прислуги; и т.д.
Вводятся также динамические празднества, воплощающие идею истории. Эти празднества предусматриваются новым позитивистским календарем.
В году — 13 месяцев: каждый месяц и каждый день посвящены знаменитым историческим личностям:
S 2-й месяц — месяц Гомера, посвящен древней поэзии;
v^ 11-й месяц — месяц Декарта, посвящен современной философии; и т.д.
При социократии, считал Конт, будет достигнута гармония общественной и частной жизни на основе позитивных начал.
Надежды на осуществление своего плана по созданию социократии Конт связывал с сильной единоличной властью — автократией, поэтому он и обращался к Николаю I, к Решид-паше — визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации. Конт одобрил бонапартистский переворот 1852 г., который покончил с «анархистской республикой» и установил «единственно истинную французскую диктатуру».
Результатом обращения Конта к пролетариату стало образование парижского «Общества пролетариев-позитивистов», которое в 1870 г. было принято на правах секции в Интернационал.
Концепция социократии О. Конта — это теоретическая альтернатива теории «научного социализма» К. Маркса (табл. 16). Маркс так отзывался о Конте: «Конт известен парижским рабочим как пророк режима империи (личной диктатуры) — в политике, капиталистического господства — в политэкономии, иерархии — во всех сферах человеческой деятельности, даже в сфере науки, и как автор нового катехизиса с новым папой и новыми святыми вместо старых».
На основе одного и того же исходного положения, согласно которому индустриальное общество состоит из
в отношениях между классами не хватает консенсуса
для установления консенсуса в обществе достаточно моральных средств
нужно упорядочить пользование общественной и частной властью, в чьих бы руках она не находилась. (Философская власть наложит ограничения на руководителей крупных предприятий)
необходимо сохранить частную собственность на средства производства и институт наследования имущества
существуют антагонистические (непримиримые) противоречия между классами
консенсус невозможен — неизбежна мировая насильственная революция
в ходе революции пролетариат становится правящим классом, завоевывает государственную власть и устанавливает контроль над фабриками и заводами
необходимо обобществить частную собственность на средства производства и отменить право наследования
288 Глава 19. Проб лемы го сударства и права в социологии... ский храм для отправления культа Человечества. Позитивисты способствовали отмене рабства, а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю республикой. Девиз Конта «Ordem e Progresso» начертан на зеленом фоне флага Бразилии.
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера
Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма.
Эпоха. Время длительного царствования (1837-1901) королевы Виктории (1819-1901) было для Англии достаточно благополучным: успехи в науке и экономике, расцвет колониальной империи, просвещение среди широких слоев населения.
Биография. Г. Спенсер родился в семье школьного учителя в г. Дерби. Из-за слабого здоровья не получил систематического образования. Учился в основном дома, сначала под руководством отца и дяди, затем самостоятельно. Позднее Спенсер гордился тем, что благодаря самообразованию стал одним из образованнейших людей своего времени. Дядя Спенсера, священник англиканской церкви, принимал активное участие в демократическом движении чартистов. Под влиянием отца и дяди Спенсер рано увлекся политическими проблемами. Его нонконформистские взгляды с течением времени усиливались и привели к полному разрыву с христианством.
С 17 лет Спенсер работает сначала техником, затем инженером на железной дороге, соединяющей Лондон и Бирмингем. Продолжая самообразование, параллельно с математикой и естественными науками, он начинает изучать философию и политэкономию.
В начале 1840-х гг. Спенсер начинает публиковать статьи в британской периодике, а затем и полностью переходит на занятие журналистикой. В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, объединенных общим названием «О надлежащей сфере государственного управления», в которых прослеживаются многие идеи его политико-правовой философии. В 1848-1853 гг., будучи одним из редакторов известного журнала «Эконо-
19.2. Полит ико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и смог полностью посвятить себя науке. Увлеченный идеей систематизации науки, последующие 50 лет посвятил изучению различных областей философии, социологии, антропологии.
Великие соотечественники — современники Спенсера:
• Чарльз Дарвин (1809-1882) — английский естествоис
пытатель, создатель дарвинизма;
• Томас Гексли (Huxley) (1825-1895)— английский
биолог, соратник Дарвина;
• Джон Стюарт Милль (1806-1873) — философ и эко
номист;
• Джон Тиндаль (Tyndall) (1820-1893)— английский
физик;
• Чарльз Диккенс (1812-1870) — английский писатель;
• Уильям Теккерей (Thackeray) (1811-1863) — англий
ский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия. Роман
без героя» (1848);
• Джордж Элиот (настоящее имя Мэри Анн Эванс)
(1819-1880) — английская писательница. Из философии
позитивизма заимствовала идею постепенной эволюции
общества и «гармонии» классов.
Логическое основание политико-правового учения. Социальные процессы объяснимы законами биологии, ведь общество есть тот же живой организм. Социальные явления по своей природе есть явления биологические.
Основные работы: «Социальная статика» (1851); «Основания психологии» (1855); «Основания социологии» (1877-1896); «Личность и государство» (1884).
Содержание политико-правового учения. Органическая теория происхождения государства. Г. Спенсер предложил рассматривать государство как результат политической эволюции общества как организма, который связан с политической интеграцией и политической дифференциацией.
Теория органической эволюции была выдвинута Спенсером до появления учения Дарвина о естественном отборе. Спенсер признал теорию Дарвина частным случаем своей теории, которая, на его взгляд, носит универсальный характер: все в мире развивается от простого к сложному, от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разно-
10 М. Н. Марченко
290 Глава 19. Пробле м ы государства и права в социологии...___
образию) через структурную и функциональную дифференциацию.
Политическую интеграцию Спенсер связывает с «возрастанием общей массы» населения (этот рост мог вначале идти «путем похищения друг у друга женщин», затем через порабощение «отдельных членов побежденных племен, а вскоре... и путем присоединения этих племен целиком, вместе с их территорией и т.п.). Политическая интеграция предполагает консолидацию общества, которая возможна, если есть:
S во-первых, сходство между единицами: «в течение долгого времени политическое согласие кланов и племен... облегчается благодаря этим родственным связям и обусловленному ими сходству»;
S во-вторых, совместное противодействие единиц внешней опасности («сотрудничество на войне есть главная причина социальной интеграции»).
Политическая интеграция общества — это противоречивый процесс, так как в ходе него уничтожаются первоначальные подразделения частей общества: «Прежде всего постепенно исчезают те нетопографические подразделения, которые возникают на почве родственных отношений». Политическую дифференциацию Спенсер считал неизбежной там, где «существуют известная связь и известное постоянство отношений между частями агрегата». Первичная политическая дифференциация происходит внутри семьи: «мужчины и женщины образуют с самых ранних времен два класса: правящий и управляемый».
В дальнейшем политическая дифференциация связана с завоеванием одних обществ другими в условиях появления земледельческого быта: появляется ранговое неравенство («в то время как ранги завоевателей повышаются, ранги завоеванных соответственно понижаются»; «так как государства образовались путем войн и завоеваний, то во главе правительства очутились военные вожди»).
Теория военных и промышленных обществ. Спенсер как социолог выделял два типа человеческих обществ: военные и промышленные, а также сформулировал закон перехода военных обществ в общества промышленные. Теория Спенсера возникла под влиянием идей Огюста Конта, который еще до него предложил различать эти общества.
Тип военного общества Спенсер вывел, используя метод индукции: это обобщение исторически существовавших
19.2. |
Ге рберта Спенсера J91
-фсипиА обществ, таких, как египетское, спартанское, римское и общество перуанских инков, а также современных
КОС И ООЩестви цс^апичпл,.„,.„„, „ __________
'пенсеру — прусского и российского. Военное общество — по общество, которое функционирует по образцу армии: «11ри военном типе общества армия есть мобилизованный народ, а народ — отдыхающая армия; поэтому здесь армия и народ имеют одинаковое строение».