Трансляция, у которой (в пределах данной универсальной семьи) различаются собственная и синастрическая модальности, называется амбитонной; если же эти модальности совпадают, то трансляция называется унитонной. Например, если собственная модальность трансляции протагониста иньская, а ее синастрическая модальность - янская, то эта трансляция является диадически-амбитонной:
- (глядя в сторону) Ах, как это прекрасно, когда дети бывают внимательны к стареющим родителям! (инь; >ян)
Произнося эту реплику, протагонист (мама) не вынуждает сына-партнера прямо к чему-либо, но тактично намекает на то, что ему бы стоило обратить на нее внимание, например, спросить:
- Тебе что-нибудь нужно, мамочка? (ян)
Заметим, что синтонный, то есть иньский, ответ в данном случае комплементарным не окажется:
- Да, это, наверное, очень приятно. (инь)
Поэтому с амбитонными трансляциями следует быть осторожными: "естественный" синтонный ответ на них часто оказывается неадекватным и разрушает коммуникацию. С унитонными трансляциями гораздо легче, но они иногда оказываются чересчур прямолинейными:
|
|
- Ну ответь мне, Харлампий, обругай, оскорби, ударь, наконец! (ян; >ян)
Упражнение 7. Проанализируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору и определите, являются ли они амбитонными или унитонными в рамках холистической семьи. Ответьте на каждую из них: а) комплементарно и б) синтонно. Подумайте, какой из этих ответов поддержит коммуникацию, а какой ее осложнит или оборвет.
1. - Меня интересуют подробности твоей жизни, Феофилакт.
2. - А на эту строчку протокола я хотел бы занести ваше, Онисифор, общее мнение о нашей фирме.
3. - Какие красивые у вас руки, Цветана! Можно когда-нибудь будет их посмотреть поближе?
4. - Где ты был, Нектарий, в каких странах, государствах, столицах? Расскажи!
5. - А можно мне вас потрогать, Корнилий? Где нельзя?
Ответ.
Модальности трансляций:
1. глоб; >лок
2. лок; >глоб
3. лок; >глоб
4. глоб; >лок
5. глоб; >лок
Все холистически-амбитонные.
Упражнение 8. Проанализируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору и определите, являются ли они диалектически-амбитонными или унитонными. Ответьте на каждую из них: а) диалектически-комплементарно и б) диалектически-синтонно. Подумайте, какой из этих ответов поддержит коммуникацию, а какой ее осложнит или оборвет.
1. - Я как обычно жду ваших остроумных возражений, Нафанаил.
2. - Я так тебя понимаю, что ты хочешь закрыть свою тему, Никандр?
3. - Я собираюсь уходить из этой жизни - а вы продолжите мое дело, Леонтий?
4. - (при встрече) Ура! Мамочка! А вкусненькое, как обещала, принесла?
|
|
5. - (меняя тему) А сейчас - о другом: что сейчас происходит в провинции?
Ответ. Модальности трансляций:
1. осущ; >твор
2. осущ; >раст
3. раст; >осущ
4. твор; >осущ
5. твор; >осущ
Все - диалектически-амбитонные.
Упражнение 9. Проанализируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору и определите, являются ли они диадически-амбитонными или диадически-унитонными. Ответьте на каждую из них: а) комплементарно и б) синтонно. Подумайте, какой из этих ответов поддержит коммуникацию, а какой ее осложнит или оборвет.
1. - Спи, дорогой.
2. - Ты зря не переживай - забудь про нее, Мартьян, и дело с концом.
3. - Что-то сегодня муторно на душе - видно, полнолуние близится.
4. - (провоцируя) Сам себя не похвалишь - и вовсе про тебя забудут... все...
5. - Вот что с тобой хорошо - притворяться не надо!
Ответ. Модальности трансляций:
1. ян; >инь
2. ян; >инь
3. инь; >инь
4. инь; >ян
5. инь; >инь
Диадически-амбитонные 1, 2 и 4, диадически-унитонные 3 и 5.
Упражнение 10. Приведите свои примеры амбитонных трансляций и ответов на них: а) синтонных и б) комплементарных.
Упражнение 11. Существуют ли трансляции, одновременно холистически- и диадически-амбитонные? Одновременно диадически- и диалектически-амбитонные? Попробуйте придумать их и ответьте: а) синтонно и б) комплементарно. Сравните свои ответы с точки зрения поддержки или осложнения коммуникации.