Таджикский народ в период между двух революций

(февраль – октябрь 1917 года)

План

  1. Национально-освободительное восстание народов Средней Азии в 1916 году
  2. Влияние Февральской буржуазно-демократической революции на Туркестанский край.
  3. «Реформы» эмира и разгон манифестации джадидов в Бухаре.

1. Первая мировая война 1914-1918гг., в которой участвовала царская Россия, привела страну к большим материальным и людским потерям. Предпосылки восстания 1916 года сложились в годы войны. Полнейшая хозяйственная разруха и голод, царившие в тылу переполнили чашу народного терпения. Непосредственным поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 г. о наборе населения Туркестанского края для работы в тылу действующей армии. Вся тяжесть набора падала на долю трудящихся, так как байи откупались от набора на тыловые работы. Первым, 4 мая 1916г. подняли восстание жители Ходжента. Народ потребовал от властей отмены составления списка тыловиков. Большевики Ходжента Е. Иваницкий, Хайдар Усмонов, Джура Зокиров и др. не смогли направить народное восстание в организованное русло. Солдаты открыли стрельбу по безоружному народу. Организаторы были арестованы. Отзвуки кровавой драмы в Ходженте разнеслись по всему Туркестанскому краю. Серьезные волнения народа произошли в Уратюбе, Ганчинской и Исфаринской волостях и Кухистане. Восстание носило народный нац.- освоб. характер и нанесло ощутимый удар по колонизаторской политике царизма, стало школой роста их классового и национального самосознания.

2. 27 февраля 1917г. в России победила Февральская буржуазно-демократическая революция. Вместо царского самодержавия Николая II власть перешла к Временному буржуазному правительству. В Туркестанском крае во многих городах состоялись митинги и манифестации и создавались Советы рабочих и солдатских депутатов, где депутатами избирались большевики. Например, в Ходженте был создан Совет мусульманских трудящихся. РСДРП(б) была организована в 1903 году, ячейки большевиков в крае были созданы в 1905г. Параллельно создавались профсоюзы рабочих, кустарей, ремесленников. Национальная буржуазия и духовенство начали также создавать свои политические организации такие как, «Шурои исломия» и «Шурои Уламо», которые поддерживала Временное правительство и одновременно проповедовали панисламизм и пантюркизм. На собраниях и в своих газетах они разглагольствовали о «единой мусульманской нации» и «туркестанском государстве», стремясь распространить свои идеи среди населения края.

3. В Бухаре активизировались джадиды, которые потребовали от эмира Саидалимхана провести реформы системы госуправления. Проект документа был согласован с резидентом России в Бухарском эмирате Миллером и лидерами партии «младобухарцев» М. Мансуровым, У. Пулатходжаевым и Мунзимом. 7 апреля 1917 года эмир издал Манифест о реформах и назначил главным Казием Бухары, поэта-джадида Ш. Садри Зиё. Джадиды и молодёжь по поводу принятия Манифеста эмира 8 апреля 1917г. устроили мирную благодарственную манифестацию возле Арка (крепости)Бухары. По наущению реакционного духовенства, которые организовали другую акцию манифестацию протеста с участием своих сторонников, суеверная толпа набросилась на манифестантов-джадидов. В городе началась кровавая резня, погибло много народа. Эмир и кушбеги, испугавшись за свою власть, объявили джадидов вне закона. Примерно 150 младобухарцев были арестованы и подверглись публичному наказанию палочными ударами. Среди наказанных был и С. Айни. По требованию Совета рабочих и солдатских депутатов Кагана джадиды были освобождены из эмирского зиндана и размещены в Туркестане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: