Эффект масштаба

При исследовании затрат фирмы в длительном периоде, особое значение имеет то, какой характер имеет эффект масштаба производства. Эффект масштаба может быть возрастающим (положительным), постоянным (нейтральным) и убывающим (отрицательным).

1) Экономия от масштаба (или возрастающая отдача от масштаба) имеет место тогда, когда долгосрочные средние затраты фирмы падают по мере увеличения выпуска продукции

2) Постоянная отдача от масштаба имеет место в том случае, когда величина долгосрочных средних общих затрат не зависит от объема выпуска продукции

3) Убывающая (или отрицательная) отдача от масштаба происходит тогда, когда долгосрочные средние общие затраты растут по мере увеличения объема выпуска.

27. Внешний эффект и их квалификация

Внешние эффекты (экстерналии) - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Виды отрицательных внешних издержек.

-Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам

-Предельные внешние издержки (МЕС) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

-Предельные индивидуальные издержки (МРС) - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.

-Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.


иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.

-Предельная общественная полезность (MSB) - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Виды положительных внешних эффектов.

-Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара.

-Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

-Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.


Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:

MSC = MSB.

29. Спрос на общественные блага. общественный выбор

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Спрос на общественные блага определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блага.

В случае определения рыночного спроса на частные блага проводится суммирование по горизонтали. При определении совокупного спроса на общественное благо, суммировал пне производится по вертикали.

На кривой производственных возможностей (КПВ), таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (см. рис. ниже). Так, точка А отражает определенную комбинацию производства частных и общественных благ. При увеличении количества производимых общественных товаров выбор общества будет смещаться вниз по КПВ, допустим до точки В, сокращая объемы выпуска частных благ, а высвободившиеся при этом ресурсы направляя на производство благ общественных.

30. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.

30.Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.

Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.

Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

• а) множество мелких продавцов и покупателей;

• б) однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;

• в) свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм);

• г) совершенная информированность (совершенное знание) продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит;

• д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность;

• е) мобильность производственных ресурсов.

Несовершенная конкуренция - рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавьцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.

Основные типы:

- Монополия (рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов)

- Олигополия (рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка)

4 модели (1.)На тайном сговоре (ФРС), 2.) Модель ‘Издержки +’, 3.)Модель ломаной кривой спроса, 4.) на явном сговоре(картель)

- Монополистическая конкуренция (рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию: характеризуется свободным входом и выходом фирм)

31. Доходы фирмы: выручка и прибыль. Общая, средняя и предельная выручка.

1). В результате продажи произведенной продукции на рынке предприниматель получает выручку.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Общая (валовая) выручка фирмы представляет собой полную сумму выручки от реализации всех произведенных ею Q единиц товара по цене P:

TR = P * Q,

где TR – общая выручка, P – цена товара, Q – количество произведенных и реализованных товаров.

Средняя выручка (средний доход) рассчитывается как выручка, полученная от реализации единицы товара и равна цене товара:

,

где AR – средняя выручка.

Предельная выручка (предельный доход) представляет собой прирост общей выручки, полученный от производства и реализации дополнительной единицы товара:

,

где MR – предельная выручка, = 1

2). Прибыль – это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы.

Источники:

-труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;

-плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;

-доход от применения в производстве капитала, инвестиций;

-экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Функции:

-распределительную,

-стимулирующую,

-информационную.

Разновидности прибыли

Арифметически прибыль

это разница между доходом и издержками. Если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как известно, различны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.

Нормальная прибыль

необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса. Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.

Экономическая прибыль

это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль), поэтому ее часто называют сверхприбылью.

Хозяйственная прибыль

это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль

подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

32. Максимизация прибыли конкурентной фирмой через предельные и средние величины.

P MC

Q

Любой совершенно конкурентный производитель заинтересован в максимизации прибыли. Существует 2 способа расчёта экономической прибыли:

1) Прибыль экономическая = TR(общая выручка)-TC(общие издержки)

2) Прибыль экономическая = прибыли одной единицы товара*Q

Для того чтобы рассчитать прибыль необходимо на графике построить кривую издержек.

В модели совершенной конкуренции максимальная прибыль образуется согласно первому правилу (максимальную прибыль производитель получит в точке равенства предельной выручки предельным издержкам MR=MC)

38. Признаки существования Олигополии. Олигополистическая взаимосвязь

Олигополия – это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

Особенности поведения фирм в условиях олигополии:

1. тесное взаимодействие;

2. соперничество;

3. необходимость сознат ельного поддержания единого уровня цен в отрасли.

В отрасли в целом могут появиться жесткие единообразные цены, независимые от издержек отдельных фирм, объемы выпуска продукции ограничиваются, создаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. Появляется олигополистическая взаимосвязь.

Основные причины существования олигополии:

1. Положительный эффект масштаба производства. Например, если технически эффективно производство в объеме, допустим, 200—250 единиц продукции, а емкость внутреннего рынка составляет приблизительно 1000 единиц, то закономерно, что в рамках отрасли существуют 4 компании, технологически способные производить указанные 200—250 единиц, т. е. реализовавшие положительный эффект масштаба производства. Следует отметить, что достижение такого результата предполагает сокращение числа конкурирующих фирм в результате их банкротства или слияния.

2. Финансовые барьеры — огромные расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры — владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

3. Эффект слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у ее конкурентов, причем реакцию абсолютно непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя».

Примеры олигополистического рынка — производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов.

Олигополистическая взаимосвязь, необходимость уделять большое внимание действиям конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Соглашение заключается тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и разделе рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: