Дефицит на рынке и его последствия для экономики

Дефицит – ситуация на рынке, когда количество произведенного товара меньше количества, которое люди готовы купить. Дефицит или избыток могут быть естественными явлениями только на короткий срок.

Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.

Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.

Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д.

Причин избытка товаров на рынке и складах может быть две:

1 когда экономика страны стремительно росла, а затем произошел спад. В результате этого производители не успевают перестроиться на новый объем работы, и выпускается больше товаров. В зависимости от величины спада могут пропадать рабочие места, происходить увольнения и даже закрытия целых предприятий.

2 исчезновение возможности экспорта продукции в том объеме, как до этого.

Задача экономистов предвидеть возникновение подобных ситуаций на рынке и влиять на него. Преимущество смешанной экономики над рыночной как раз в том, что государство может вмешиваться в отдельные сферы. Еще Джон Кейнс создал теорию, суть которой в том, что рынок не может регулировать себя сам.


13. Суверенитет потребителя. Цель потребителя. Выбор потребителя. Полезность: проблема её измерения. Совокупная предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Суверенитет потребителя – положение, при котором потребители определяют поведение товаропроизводителя.

Потребитель осуществляет свой суверенитет через покупку или отказ от покупки товара, созданного производителем. Если товары, предложенные на рынок, раскуплены, это показывает производителю, что они поддерживают дальнейшее производство таких товаров, и наоборот. Для того чтобы потребители соблюдать свой суверенитет, они должны иметь свободу выбора. Единственным ограничителем их покупок служит отсутствие у них денег.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя:

-Семейный бюджет (потребительский), т.е. баланс денежных доходов и расходов семьи

-Цены на товары и услуги

-Ассортимент предполагаемых товаров и услуг

Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним стоит проблема рационального выбора.

Выбор потребителя – поведение потребителя в условиях рынка, определяется тремя основными факторами:

1 Полезностью вещи

2 Ценой вещи

3 Доходом потребителя

Принципы поведения потребителя на рынке:

Потребитель, в первую очередь, руководствуется своими предпочтениями к тому или иному товару

Поведение потребителя является рациональным, поскольку он руководствуется личным интересом

Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т.к. старается выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую полезность

На выбор потребителя влияют основные положения закона убывающей предельной полезности

При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами на товар и его доходами.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

+Полезность- цель потребления; св-во эк благ удовлетворять потреб-ти, приносить удовол, удовлетвор-е от потребления.

Полезность определяет качественную сторону товара. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским пред­почтениям. Для измерения полезности была предложена еди­ница «ютиль», на основании которой можно соотнести полез­ности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной.

Виды полезности:

1) общая полезность (U)- сумма полезностей отдел частей блага. С ростом кол-ва благ увеличивается общ полезность.

U N

 
 


Q

2) предельная полезность (MU)- полезность послед части блага

MU 1ый тов

2ой

3ий тов

 
 


Q

Падение предел потреб-ти происходит по мере приобретения доп единиц товара.

Закон убывающей предельной полезности (1-ый з-н Госсена) – предел полез-ть каждой след ед блага, получаемой в дан момент, < полез-ти пред единицы

(следовательно происх максимизация полезности)

2ой з-н Госсена:

При заданных ценах и бюджете потребитель достигает max полез-ти, когда отношение Mu к Р одинаково ко всем потребит благам.

Покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предел полез-ть в расчете на 1 единицу не станет = предел полез-ти, израсходованной на друг товар.

**Когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его покупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка благ с меньшей предельной полезностью на такую же единицу денежных затрат.

**Закон убывающей предельной полезности – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: