Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Предпринимательству свойственны определенные черты и принципы.
Принципы предпринимательской деятельности:
- экономическая свобода и самостоятельность (в принятии решений он действует исходя из собственных целей и интересов, но в то же время действуя с учётом законодательных и этических норм.);
- плановость и ответственность (Плановость заключается в выборе предпринимателем наиболее эффективной программы деятельности в зависимости от складывающихся на рынке условий.
Предпринимательская деятельность предусматривает разработку целого ряда планов и прогнозов, как долгосрочных, так и краткосрочных. Особое место среди них занимает бизнес-план. Ошибки в планировании чреваты большими потерями, а часто и банкротством.);
|
|
- ориентирование на запросы, вкусы потребителей;
- творческий, инновационный поиск (Чтобы удержаться на рынке в условиях жесткой конкуренции и повысить качество продукции, предприниматель обязан постоянно быть в творческом, инновационном поиске.
Для этого он направляет часть прибыли на разработку новых товаров и услуг, освоение новых рынков сбыта, совершенствование технологии и организации производства, научные разработки, покупку лицензий, патентов.)
- стремление быть в центре событий, происходящих в инновационной сфере экономики, мобильность (Принцип мобильности требует учета быстро меняющихся требований рынка и конкретных запросов потребителей.
Предприниматель должен предусматривать возможность оперативной перестройки производственного процесса, освоения новых для рынка товаров и услуг. Игнорирование этого принципа ведет к потере позиций, снижению уровня конкурентоспособности, а в ряде случае и к банкротству.);
- максимальное использование конкурентных преимуществ;
- руководство принципами деловой этики;
- экономическая заинтересованность (Предприниматель организует свое дело ради получения максимальной прибыли.
Однако он, преследуя свои интересы, служит и всему обществу, обеспечивая его запросы. Организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя и имущественную ответственность за результаты деятельности.)
Черты предпринимательства как экономической деятельности:
- Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода;
|
|
- Новаторство;
- Легализованный характер (Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке);
- Склонность к риску;
- Экономическая и социальная ответственность;
- Масштабность мышления;
- Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков.
Фирма - хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
Функции фирмы:
1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.
2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу.
3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов.
4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.
5. Административная функция – функция управления, включающая организацию, планирование и контроль над деятельностью в целом.
6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.
По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть: промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рекламными, юридическими и т. д.
При проведении микроэкономического анализа, несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в разных отраслях и сферах экономики, обычно выделяют три основных их типа: единоличные владения, партнерства и корпорации.
Здесь главный критерий — размеры предпринимательской деятельности. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то чаще всего это единоличные владения и партнерства. Крупный же бизнес будет представлен корпорациями.
В настоящее время в развитых странах наиболее распространены ЕДИНОЛИЧНЫЕ ВЛАДЕНИЯ. Такие фирмы принадлежат обычно одному лицу (или семье), владелец отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, включая личное. Эта форма организации предпринимательской деятельности имеет свои достоинства и недостатки.
Единоличные владения отличаются относительной простотой организации и являются самым дешевым способом организации предпринимательской деятельности — небольшие магазины, предприятия сферы услуг, фермерские хозяйства. В такой фирме владелец сочетает функции собственника, управляющего и работника, что делает бизнес простым, гибким и легко контролируемым, исключает возникновение и столкновение внутрифирменных интересов. Успех бизнеса полностью зависит от личных качеств и предпринимательских способностей владельца.
Финансовые ресурсы единоличных фирм обычно ограничены капиталом одного владельца, что служит серьезным препятствием на пути расширения и развития бизнеса. В ситуации негативного изменения рыночной конъюнктуры ограниченность финансовых ресурсов зачастую является причиной банкротства единоличных фирм. Финансовые учреждения неохотно идут на предоставление кредитов небольшим предприятиям, учитывая большую вероятность их банкротства. И еще один недостаток подобной формы ведения бизнеса — неограниченная ответственность по своим обязательствам.
ПАРТНЕРСТВО возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц. Поскольку здесь объединяются ресурсы нескольких владельцев фирмы, каждый из них имеет право на соответствующую часть общей прибыли и обязанность принятия на себя определенной доли ответственности по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров по обязательствам является неограниченной. Партнерство не исключает разделения функций между партнерами — допустим, управление фирмой может быть поручено одному из них.
|
|
Достоинства:
- у партнерств большая финансовая база, чем у единоличных владений.
- относительная простота организации.
- возможность специализации между владельцами фирмами, что предполагает разделение хозяйственных функций между ними и позволяет повысить эффективность деятельности партнерства. В отличие от единоличного владения, партнерства могут быть достаточно крупными фирмами.
Теперь о недостатках:
- Партнерства, так же как и единоличные владения, могут столкнуться с дефицитом финансовых ресурсов и сложностями в получении кредита.
- Кроме того, у партнерства может возникнуть конфликт интересов среди владельцев.
Вероятность внутрифирменных конфликтов достаточно велика в случае, если функции управления осуществляются не всеми партнерами, тогда как ответственность, в том числе и своим личным имуществом, несут все участники партнерства.
- И еще один негативный момент — непредсказуемость существования партнерства во времени, так как выход одного или нескольких партнеров из бизнеса обычно ведет к распаду фирмы. Дело в том, что партнерские соглашения носят жесткий характер. Если ситуация меняется в связи с выходом одного из партнеров или, наоборот, появлением нового совладельца, то соглашение составляется заново. С другой стороны, в случае банкротства одного из партнеров, ответственность по обязательствам фирмы переносится на имущество остальных.
КОРПОРАЦИЯ — форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы такой фирмы получают доход и несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных средств и пропорционально их размеру.
|
|
Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество владельцев корпораций. Собственность корпорации разделена на части между владельцами в виде акций и паев. После своего учреждения корпорация может распространять ценные бумаги в основном в форме акций и облигаций — это является источником привлечения средств для финансирования деятельности такой фирмы.
- практически неограниченные финансовые возможности за счет привлечения средств на основе выпуска акций и облигаций
- ограниченная ответственность владельцев корпорации в пределах взноса в уставной капитал фирмы
- корпорации — это обычно значительные по объему производства, обеспечивающие ощутимую экономию за счет серийного выпуска продукции
- существенные масштабы деятельности обеспечивают корпорации углубление как производственной, так и управленческой специализации, что повышает эффективность функционирования фирмы
- корпорации существуют как юридическое лицо независимо от воли своих учредителей, т. е. изменение количества собственников такой фирмы не приводит к прекращению ее существования.
- это значительные сложности при организации и создани
- как правило, для корпораций характерно разделение функций собственности и управления, т. е. владельцы фирмы (акционеры) обычно не управляют компанией, а привлекают для этих целей наемных менеджеров (специалистов-управленцев). У последних могут быть свои цели, не совпадающие с интересами акционеров. Это может породить злоупотребления со стороны менеджеров
- в крупных корпорациях не исключено подавление интересов мелких акционеров и подчинение деятельности фирмы интересам крупных владельцев корпорации.
- в случае организации бизнеса в форме корпорации не исключается опасность двойного налогообложения доходов фирмы — налогообложения прибыли корпорации плюс налогообложения доходов по акциям (дивидендов), которые выплачиваются из прибыли и представляют собой форму распределения прибыли среди совладельцев фирмы.