Экономические потребности, экономические блага
Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Производство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что порождает проблему выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются базовыми экономическими понятиями.
Экономические потребности традиционно рассматриваются как недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности также можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
|
|
В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (воздух), другие – в ограниченном размере и называются экономическими благами (вещи, услуги).
Экономические блага делятся на:
- долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);
- взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет –автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк);
- настоящие и будущие;
- прямые (потребительские) и косвенные (производственные).