Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.
Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.
MU1/P1 = MU2/P2 =MUn/Pn — взвешенная предельная полезность.
P1*Q1+P2*Q2+Pn*Qn+накопления = доход потребителя
Предельная полезность дохода — это величина, которая показывает на сколько единиц полезности увелчиться совокупная полезность потребителя, если его доход возрастает на 1 руб.
Потребительское равновесие и спрос. Сформировавшийся индивидуальный спрос потребителя — это достижение его равновесия в точке максимизации полезности покупок. Согласно второму закону Госсена изменения в спросе могут произойти как при изменении (например, повышении) цены одного из закупаемых благ (при неизменных остальных ценах и том же бюджете потребителя), так и при изменении дохода, личного бюджета (при неизменных ценах и прочих равных условиях). В частности, и вменившаяся (возросшая) цена ведет к уменьшению совокупной полезности (полезного эффекта) не только данного блага, но и всей структуры закупок. В этом случае снижается благосостояние потребителя, а следовательно, сокращается и его спрос. Изменение (снижение) спроса — это и вменение (уменьшение) количества закупок (подорожавшего) блага, нарушающего всю ранее сформированную оптимальную структуру закупок, что вынуждает потребителя формировать для себя новый оптимум в закупках и новый уровень равновесия с максимизацией полезности их изменившейся структуры. Следовательно, законы Госсена о потребительском поведении подтвердили действие закона спроса: количество закупаемых благ увеличивается при снижении цен и, наоборот, уменьшается при повышении цен экономических благ.
|
|
Потребительское поведение
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. |