Предложение – это то количество экономических благ, которое предлагается к продаже при данном уровне цен в определенный момент времени.
Характер зависимости между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара устанавливаетзакон предложения.
Р
S
Q
Рис. 3. Кривая предложения
Р – цена товара, Q – его количество
Закон предложения:при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от уровня цены, то есть с ростом цены количество предлагаемого к продаже товара возрастает, а со снижением цены – сокращается.
Реакция предложения на цену объясняется следующим:
1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены используют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
2) в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение.
На предложение, как и на спрос, влияет ряд факторов, не связанных с ценой и изменяющих положение кривой предложения при данном уровне цен.
|
|
Неценовые факторы предложения:
– изменение числа производителей и продавцов данного или аналогичного товара;
– изменение затрат фирмы (издержек производства), связанных с изменением цен на используемые ресурсы;
– наличие свободных экономических ресурсов в стране;
– открытость рынка для международных связей;
– НТП, улучшение технологии производства;
– налоги и дотации (увеличение налогообложения для производителя является ростом издержек производства и ведет к сокращению предложения продукции, а различного рода дотации и государственные субсидии улучшают финансовое положение производителя, снижают издержки производства и, следовательно, повышают объем предложения);
– ожидания производителей (возможные изменения в спросе, изменение цен на ресурсы, изменение таможенных пошлин и др.).