Специфический способ существования, выделяющим людей из природы и противопоставляющей ей является целенаправленная, адаптивно-адаптирующая деятельность человеческих индивидов и групп (адаптируется и изменяет, адаптирует).
Деятельность в современных науках об обществе считается субстанцией социальной реальности.
Деятельность оказывается наиболее широким понятием в социальной философии и философии культуры, исходным по отношению к другим категориям, включая «социум», «общество», «история» и «культура». Все это- результаты и способы осуществления человеческой деятельности. В обществе не может быть ничего социального вне деятельности. Камень становится социальным, как только становится предметом человеческой деятельности.
Статус социального, культурного обретает любое явление, вовлеченное в «силовое поле» деятельности, вне зависимости от естественного или искусственного происхождения.
Т.е. культурными становятся любые образования, созданные природой, но используемые людьми в своей практической деятельности. И наоборот, артефакты, «выпавшие» из деятельности автоматически теряют свойства социальных, культурных.
Свойства деятельности:
1. Предметность.
Законченной деятельностью мы можем считать, такую, в которой целепостановка переходит в фазу целереализации, т.е. воплощается в реальном мире. Человеческая деятельность всегда представляет собой физический процесс в полном соответствии с законами природы.
Есть мыслительная деятельность, с точки зрения подхода это не деятельность, так как она не предметна, она не овеществлена. Например, Роден, подумал и потом что то написал, передал другому – тогда деятельность, а так мыслительная деятельность – это предпосылка к реальной деятельности.
2. Адаптивно-адаптирующий характер.
Человеческая деятельность предполагает не только присваивание, но и преобразование природы. Возникает вопрос – что отличает трудовую деятельность человека от прототрудовой целесообразной активности животных? Мы наблюдаем в природе адаптацию тоже: пчелы, бобры. Возникает вопрос – чем же умелый бобер отличается от неумелого архитектора? Все дело в идеальном плане. Была задумка, хотя не известно, что в голове бобра J
3. Целенаправленность, целеполагание, способность к эвристическому и символическому поведению.
Информационной спецификой человеческой деятельности считается ее целенаправленность, в отличие от целесообразности в поведении животных. Т.е. человек способен не только отображать, но и моделировать на уровне абстрактного мышления, строить идеальный образ, предвидеть возможное развитие поведенчески значимых ситуаций, выстраивать цепь событий. Бобер не просто строит хатку, а чтобы не замерзнуть – целесообразность.
4. Орудийность.
Только человек способен опосредовать свое воздействие на окружающую среду специально искусственно созданными средствами труда, отличными от органов тела и приспособленными для многократного использования и хранения.
Следует подчеркнуть неразрывную связь двух признаков человеческой деятельности – сознания, как высшей формы информационной ориентации в среде, и «орудийного» труда, как высшей формы адаптивного отношения к ней.
Таким образом, понять сущность общества и культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу, т.е. социализацию.
• В каждом социальном действии - независимо от его характера и направленности - могут быть выделены два обязательных структурных компонента:
• субъект действия или тот, кто действует;
• объект действия, то, на что направлена его деятельная способность.
• Попросту говоря, человек, севший за обеденный стол, является субъектом "процесса питания", в то время как съеденная человеком котлета является его объектом; дровосек, рубящий дерево, является субъектом лесозаготовки, а дерево - его объектом.
• Вопрос: что представляет собой вилка в руках едока или топор в руках лесоруба?
Определения:
Субъект - "инициирующая сторона" деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы.
Объект - "инициируемая сторона" деятельности, то, на что направлена деятельностная способность субъекта, отсутствующая у объекта.
Вопрос:
в столкновении физических тел мы без труда обнаружим различие инициирующей и инициируемой, "активной" и "пассивной" сторон взаимодействия, с которыми связывается различие субъекта и объекта социального действия.
Но значит ли это, что ветер, ломающий деревья, или корова, щиплющая траву, заслуживают названия "субъекта"?
• Статусом субъекта обладает носитель не всякой, а лишь целенаправленной активности обладающий сознанием и волей, опосредующими его связь с объектом деятельности.
• Этими двумя "частями" и ограничивается набор структурных компонентов простейшего социального действия.
Некоторые философы наряду с субъектом и объектом включают в структуру действия потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, ценности и др. явления социальной деятельности.
Эти и подобные явления представляют собой не части социального действия, а возникающие в процессе их взаимоопосредования свойства, состояния частей или действия, взятого в целом (свойства субъекта, если речь идет о потребностях, интересах, целях, мотивах и пр.; свойства объекта, если иметь в виду характеризующую его значимость, ценность и т.д.).
Иного превращают "бинарную" структуру действия в "триаду", выделив наряду с субъектом и объектом некое отличное от них средство деятельности.
Выделение средств или орудий деятельности является необходимым условием ее содержательного анализа.
Однако эта необходимость отнюдь не изначальна - она возникает при рассмотрении структур общественного производства, куда более конкретных, чем изначальные структуры действия.
В реальных актах труда, место абстрактного "объекта вообще" занимают конкретные спецификации социальной предметности, распадающиеся на функционально различные "средства труда" и "предметы труда".
В этой форме - опосредующего и опосредованного объекта деятельности - выступает потенциальное различие реальных средств и предметов трудовой активности.