Основан на идее развития неповторимых национальных культур. История – пространство, заполненное регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями.
Одним из основоположников считается французский писатель и социолог и.т.п. граф Жозеф Артюр де Гобино. В книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855) он выделил 10 цивилизаций (индийскую, египетскую, ассирийскую, эллинскую, китайскую, италийскую, германскую, аллеганскую, мексиканскую и андскую), каждая из которых проходит свой собственный путь развития.
Полигенизм – учение, отрицающее единство человеческого рода. Человеческие расы отличаются между собой, по мнению Гобино, по «красоте», по физическим признакам, по психологическим качествам и по различной способности создавать и усваивать культуру. Дикие в настоящее время народы останутся таковыми навсегда. Культура одной расы не может проникнуть в среду людей другой расы.
Культурно исторические типы по Данилевскому
Русский историк, славянофил Николай Яковлевич Данилевский в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо – Романскому»(1869) выделяет десять основных культурно-исторических типов, обладающих самобытным набором признаков:
|
|
1. египетский
2. китайский,
3. ассирийско-вавилон-финикийский (халдейский, или древнесемитический),
4. индийский,
5. иранский,
6. еврейский,
7. греческий,
8. римский,
9. ново-семитический (аравийский),
10. германско-романский (европейский).
К этому списку добавляются погибшие американские типы: мексиканский и перуанский, а также славянский, которому еще предстоит расцвести.
Идея о нелинейном движении истории была воспринята славянофилами, доказавшими самобытность русской культуры.
Циклическое развитие культуры по Шпенглеру
Сторонник циклического развития культуры Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918)
Выделял в истории 8 культурных типов:
1. Египетский,
2. Индийский,
3. Вавилонский,
4. Китайский,
5. Античный (апполоновский),
6. Европейский («фаустовский»),
7. Византийско-арабский (магический),
8. Культуру Майя
Шпенглер полностью отвергает единство мировой культуры.
О. Шпенглер: «Вместо монолитной картины линеобразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрыв галаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур…у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная смерть» («Закат мира Запада»).