Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памяти. Она вплетается в культурный контекст, адаптируясь к культурной среде, подключаясь к культурной традиции. Вместе с тем и сама культурная среда трансформируется под воздействием научных открытий и достижений. Наука тем самым является весомой движущей силой общественно-исторического прогресса. Она способствует обеспечению преемственности в развитии цивилизации и сама ощущает на себе ее влияние.
Социокультурная среда науки – это целостная система, отражающая историю и современный уровень взаимоотношений науки с другими социальными и культурными институтами. Ее главными компонентами являются:
1. интеллектуальный уровень общества;
2. наукоемкость материального производства и всех других сторон общественной жизни;
3. интересы ведущих социальных групп и приоритеты государственного управления;
4. организационные формы связи науки с экономикой, политикой, правом, духовно-культурной и бытовой сферами жизни общества;
|
|
5. система общего и специального образования.
Отношение науки и ее социокультурной среды носят характер диалога, в результате которого каждое общество получает такую науку, которую оно заслуживает. Социокультурная среда придает определенную форму науке как общественному интеллекту, влияет на целевые установки, нормы и идеалы научной деятельности, определяет образ науки, складывающийся в общественном сознании и отражающий ее престиж в данном обществе. Возникающие различные образы науки (наука Античности, наука Нового времени, современная наука) пронизаны свойственными для той или иной эпохи нормами, социальными ориентирами и культурными установками. Даже стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его временем.
В Советском Союзе социокультурная среда науки носила весьма противоречивый характер, что отражало противоречивость общественного организма в целом. Довольно высокий уровень образования и престиж науки сочетались со слабой восприимчивостью экономики к инновациям и отсутствием серьезной заинтересованности властных структур в научном знании, широкая сеть научных учреждений и массовость научных кадров обесценивались неадекватными способами управления их деятельностью, формализмом в оценке научных результатов. Это создавало возможность имитации научной деятельности в многолетнем бесплодном функционировании ряда исследовательских структур. Современные экономические и социально-политические реформы разрушили этот тип социокультурной среды, одновременно сокрушая и здание коррелировавшей с ней отечественной науки. Складывание же нового типа отношений между обществом и наукой, степень благоприятности социокультурной среды для развития российской науки в большой степени зависят от той конкретной модели экономического и социально-политического развития России в целом, которая будет реализовываться в нашей стране.
|
|
В связи с развитием институализации науки, начавшейся в Новое время и характеризующейся превращением научной деятельности в профессиональную, а затем и возникновением формализованных научных коллективов, возникают новые коллизии и проблемы. В наше время в связи со сложившейся в эпоху НТР современной системой связей науки с производством наибольшую остроту приобретает вопрос о социальной ответственности ученого, входящей в противоречие с традиционной для науки ориентацией на свободу исследовательской деятельности. При этом научный этос постепенно адаптируется к новым условиям существования и новым функциям науки.
Отношения общества с институализированной наукой описываются через понятия «социальный заказ» и «социальный контроль». Социальный заказ – это некоторая более или менее созревшая общественная потребность, для удовлетворения которой нет соответствующей технической базы, но которая могла бы быть создана на основе научного изучения. Степень конкретности социального заказа, его сформулированности может быть различна: от объявления конкурса грантов на лучшее решение определенной задачи до неопределенного представления о том, что стоило бы найти новые источники энергии, повысить эффективность общественного производства и т.д. Аналогичным образом и социальный контроль, как регулирование и регламентация научной деятельности, может осуществляться в явной и осознанной форме, но чаще носит характер стихийной, неосознаваемой корреляции целей и нормативов научной деятельности с доминирующими в обществе ценностями, настроениями, даже модой и т.п. Неявные и не вполне определенные формы социального заказа и социального контроля зачастую оказываются более значимыми и эффективными, нежели непосредственное стимулирование, поскольку оставляют сравнительно большую свободу в выборе учеными тематик исследования и альтернативных ориентации своей деятельности.