(1889-1976) (1883-1969) (1905-1980) (1913-1960)
Как теория возник в 1920-е годы как реакция на:
- кризис общества, его культуры после 1-й мировой войны (разорение Европы);
- кризис науки, которая способствовала увеличению эксплуатации человека.
Задача философии – изучение проблем человека, его бытия, существования. В центре внимания экзистенциализма – человеческое существование.
Экзистенция (существование) – есть подлинное бытие («Я») – переживание человеком своей единичности и неповторимости человеческой личности.
Экзистенцию окружает мир, другие люди, общество («неподлинное бытие»). Оно чуждо и враждебно личности, старается поглотить ее. В жизни человека преобладают страдания. Его жизнь иррациональна. Страх – непременный атрибут жизни.
Экзистенции для сохранения своего «Я» необходимо обособиться от мира (неподлинного бытия), не слиться с окружающим миром.
Так как экзистенция и неподлинное бытие враждуют, то подлинное действие, свобода личности всегда вступает в неравный конфликт с неподлинным бытием. Тем не менее, человек должен вступать в этот конфликт (А.Камю «Миф о Сизифе»).
|
|
Задача человека – не в изменении мира (это невозможно), а в изменении своего отношения к нему. Он должен нести бремя жизни, понимая его, но не смиряясь с ним (с ясностью и пониманием выпавших на его долю испытаний).
Свобода. Человек не отвечает за прошлое и за будущее (его нельзя предвидеть в иррациональном мире). Он отвечает только за настоящее, за то, чтобы его выбор был свободным, независимым от внешних обстоятельств.
Ж-П. Сартр: «Человек осужден быть свободным» (т.е. свобода становится мучительной необходимостью!).
Пути сохранения индивидуальности, свободы «экзистенции»:
1. Гражданский путь – уход человека из мира абсурда в индивидуальную жизнь, в узкий круг общения с единомышленниками, так как общественных отношений в мире не изменить.
2. Религиозный – мистическое общение с Богом.
Материалистическое понимание истории
(или исторический материализм)