Организационные аспекты обеспечения охраны труда

2.1

Обеспечение безопасности труда обусловлено правильно­стью и своевременностью принимаемых управленческих ре­шений в масштабах страны, отраслей, отдельных предприятий и организаций. Управление безопасностью труда ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и ор­ганизационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.

Эти направления составляют: обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды и прогнозирование, предупрежде­ние и ликвидация последствий ЧС (рис. 2.1).

Во всех перечисленных направлениях законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых ак­тов. Это Федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой, и региональные, принимаемые предста­вительными органами субъектов Федерации.

Для реализации требований законов принимаются подза­конные акты, которые определяют порядок их исполнения. Так, для обеспечения требований законов в области обяза­тельного страхования от рисков для сохранения здоровья гра­ждан РФ необходимы разработки и принятие документов, оп­ределяющих размер страховых платежей, и методик, их обос­новывающих. Подзаконными актами исполнения в данном случае могут быть постановления Правительства РФ и прави­тельства субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасно­стью труда, в частности, постановления об утверждении раз­ного рода Положений и Правил.

Для реализации практической деятельности в области обеспечения безопасности требуются нормативы и правила ведения соответствующих работ.

К последним в первую очередь относятся: нормативы каче­ства среды обитания человека; нормативы допустимых нагру­зок на природную среду, оборудование, здания и сооружения.

Такая документация разрабатывается Минздравом России, Госстандартом России, Госстроем России, Ростехнадзором России и специальными уполномоченными органами управ­ления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

При этом документация Минздрава включает в себя гигие­нические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитар­ные правила (СП), санитарные нормы и правила (СанПиН); Госстандарт включает Государственные стандарты (ГОСТ); Госстрой — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей — это ОСТы, Правила и т. д. Законы и подзаконные акты, вместе взятые, объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 2.2.

Законодательство об охране труда

Законодательство о труде и охране труда составляет основу управления охраной труда. Оно включает в себя целый ряд за­конов, основными из них являются Федеральный Закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой Кодекс (2002г.). Фе­деральные законы направлены на обеспечение безопасности жизни и сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно ФЗ Трудового Кодекса от 24. 07. 2002 г. № 97-ФЗ; № 116-ФЗ от 25. 07. 2002; № 86-Ф36 от 30. 06. 2003 г. ус­тановлены: правовые основы регулирования отношений в об­ласти охраны труда между работодателями и работниками, на­правленные на создание условий труда, в соответствии с тре­бованиями сохранения жизни и здоровья работников в про­цессе трудовой деятельности. Действие закона распространя­ется на всех работодателей независимо от сферы хозяйствен­ной деятельности и ведомственной подчиненности; работни­ков, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; студентов образовательных учреждений высшего профессио­нального и среднего профессионального образования, уча­щихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и образовательных учрежде­ний среднего, (полного) общего, основного общего образова­ния, проходящих производственную практику; военнослужа­щих, направляемых на работу в организации; а также на граж­дан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Законодателем подробно изложены права работников на ох­рану труда. Каждый из них имеет право на рабочее место, со­ответствующее требованиям охраны труда; обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств рабо­тодателя; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Рос­сийской Федерации, коллективным договором, трудовым дого­вором (контрактом), если работник занят на тяжелых работах или работах с вредными или опасными условиями труда, и др.

Права работников на охрану труда детализированы в Трудо­вом Кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женшин, и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных и опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.

В Трудовом Кодексе РФ вопросы охраны труда нашли от­ражение в разделах: «Общие положения», «Социальное парт­нерство в сфере труда». «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок», «Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников», «Разрешение трудовых споров», «Ответственность за наруше­ние трудового законодательства».

В современных условиях значительную роль в обеспечении охраны труда играет Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний» от 1998г., в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком.

Величина страховых тарифов согласно Федеральному Зако­ну «О страховых тарифах на обязательное социальное страхо­вание от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний на 2001 г.» обусловлена классом про­фессионального риска отраслей экономики и может разниться более, чем в 40 раз. Согласно этому закону работники должны быть застрахованы независимо от формы собственности пред­приятия и, таким образом, должны иметь право на возмеще­ние ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудо­вых обязанностей.

Нормативные подзаконные акты по охране труда включают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 2.3).

Наиболее нормативно емким видом указанной документа­ции является система стандартов безопасности труда (ССБТ).

ССБТ - одна из систем государственной системы стандар­тизации (ГОС).

Шифр (номер) этой системы в ГОС—12. В рамках этой системы производится взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической доку­ментации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной сани­тарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаи­мосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безо­пасности труда. ССБТ является нормативно-технической ос­новой перехода от техники безопасности к малоопасной тех­нике.

Данная система позволила стандартизировать требования безопасности введением раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление.

Рис 1.4. Структура ССБТ

ССБТ включает в себя несколько подсистем (рис. 1.4).

Стандарты подсистемы 0 устанавливают цель, задачи, об­ласть распространения, структуру ССБТ и особенности согла­сования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют входящие в нее стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТ).

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые их значения, методы и средства защи­ты работающих от их воздействия, методы уровня контроля указанных факторов.

Стандарты подсистемы 2 устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудо­вания, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выпол­нения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 устанавливают общие требования безопасности к средствам защиты.

Стандарты подсис­темы 5 устанавлива­ют общие требования безопасности к здани­ям и сооружениям.

В ССБТ принятая система обозначений показана на рис. 1.5.

Например, ГОСТ 12.2.017-93 «Требова­ния безопасности к кузнечно-прессовому оборудованию» относится к подсистеме 2 (производственное оборудование), где он стоит под номером 17 и утвержден в 1993 г. Объектами стандартизации на предприятии являются: организация работ по охране труда, контроль состояний усло­вий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда, организация контроля за безопасностью труда.

2.2. Основные начала трудового законодательства, рассмотренные в Трудовом кодексе РФ

Как уже было сказано, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий тру­да, зашита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оп­тимального согласования интересов сторон трудовых отноше­ний, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повыше­нию квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных перего­воров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в уста­новлении условий труда и применения трудового законода­тельства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контро­лю) за соблюдением трудового законодательства (включая за­конодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

1.2.1. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними, отношений (статья 2, раздел I Трудового Кодекса РФ)

Исходя из общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выби­рать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда, дискриминация в сфе­ре труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые ус­ловия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требо­ваниям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ог­раничение рабочего времени, предоставлении ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачивае­мого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без вся­кой дискриминации на продвижение по работе с учетом про­изводительности труда, квалификации и стажа работы по спе­циальности, а также на профессиональную подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объеди­нение для защиты своих прав и интересов, включая право ра­ботников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении ор­ганизацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие ра­ботников, работодателей, их объединений в договорном регу­лировании трудовых отношений и иных непосредственно свя­занных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работни­ку в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий на обеспечение прав работников и работодателей, осуществление государст­венного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и кол­лективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными феде­ральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бе­режного отношения к имуществу работодателя и право работ­ников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законода­тельства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоин­ства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхова­ние работников.

12.2. Трудовое законодательство и иные нормативные Правовые акты, содержащие нормы трудового права (Статья 5, раздел I Трудового Кодекса РФ)

Регулирование трудовых отношений и иных непосредствен­но связанных с ними отношений в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (вклю­чая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

настоящим кодексом;

иными федеральными законами;

указами президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов ис­полнительной власти;

конституциями (уставами), законами и иными норматив­ными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настояще­му Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, со­держащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов испол­нительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федераль­ным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным феде­ральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нор­мативным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нор­мативные акты, содержащие нормы трудового права, не долж­ны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, поста­новлениям Правительства Российской Федерации, норматив­ным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъ­ектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим кодексом и ины­ми федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется трудовой Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и допол­нений в настоящий Кодекс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: