2.1
Обеспечение безопасности труда обусловлено правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, отраслей, отдельных предприятий и организаций. Управление безопасностью труда ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.
Эти направления составляют: обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды и прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС (рис. 2.1).
Во всех перечисленных направлениях законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это Федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Федерации.
Для реализации требований законов принимаются подзаконные акты, которые определяют порядок их исполнения. Так, для обеспечения требований законов в области обязательного страхования от рисков для сохранения здоровья граждан РФ необходимы разработки и принятие документов, определяющих размер страховых платежей, и методик, их обосновывающих. Подзаконными актами исполнения в данном случае могут быть постановления Правительства РФ и правительства субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью труда, в частности, постановления об утверждении разного рода Положений и Правил.
|
|
Для реализации практической деятельности в области обеспечения безопасности требуются нормативы и правила ведения соответствующих работ.
К последним в первую очередь относятся: нормативы качества среды обитания человека; нормативы допустимых нагрузок на природную среду, оборудование, здания и сооружения.
Такая документация разрабатывается Минздравом России, Госстандартом России, Госстроем России, Ростехнадзором России и специальными уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.
При этом документация Минздрава включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные нормы и правила (СанПиН); Госстандарт включает Государственные стандарты (ГОСТ); Госстрой — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей — это ОСТы, Правила и т. д. Законы и подзаконные акты, вместе взятые, объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 2.2.
Законодательство об охране труда
Законодательство о труде и охране труда составляет основу управления охраной труда. Оно включает в себя целый ряд законов, основными из них являются Федеральный Закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой Кодекс (2002г.). Федеральные законы направлены на обеспечение безопасности жизни и сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
|
|
Согласно ФЗ Трудового Кодекса от 24. 07. 2002 г. № 97-ФЗ; № 116-ФЗ от 25. 07. 2002; № 86-Ф36 от 30. 06. 2003 г. установлены: правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, в соответствии с требованиями сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Действие закона распространяется на всех работодателей независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего, (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работу в организации; а также на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
Законодателем подробно изложены права работников на охрану труда. Каждый из них имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором (контрактом), если работник занят на тяжелых работах или работах с вредными или опасными условиями труда, и др.
Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом Кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женшин, и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных и опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.
В Трудовом Кодексе РФ вопросы охраны труда нашли отражение в разделах: «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда». «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок», «Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников», «Разрешение трудовых споров», «Ответственность за нарушение трудового законодательства».
В современных условиях значительную роль в обеспечении охраны труда играет Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 1998г., в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком.
Величина страховых тарифов согласно Федеральному Закону «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 г.» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может разниться более, чем в 40 раз. Согласно этому закону работники должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия и, таким образом, должны иметь право на возмещение ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей.
Нормативные подзаконные акты по охране труда включают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 2.3).
|
|
Наиболее нормативно емким видом указанной документации является система стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ - одна из систем государственной системы стандартизации (ГОС).
Шифр (номер) этой системы в ГОС—12. В рамках этой системы производится взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.
ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.
Данная система позволила стандартизировать требования безопасности введением раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление.
|
ССБТ включает в себя несколько подсистем (рис. 1.4).
Стандарты подсистемы 0 устанавливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют входящие в нее стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТ).
Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые их значения, методы и средства защиты работающих от их воздействия, методы уровня контроля указанных факторов.
Стандарты подсистемы 2 устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований.
|
|
Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают общие требования безопасности к средствам защиты.
Стандарты подсистемы 5 устанавливают общие требования безопасности к зданиям и сооружениям.
В ССБТ принятая система обозначений показана на рис. 1.5.
Например, ГОСТ 12.2.017-93 «Требования безопасности к кузнечно-прессовому оборудованию» относится к подсистеме 2 (производственное оборудование), где он стоит под номером 17 и утвержден в 1993 г. Объектами стандартизации на предприятии являются: организация работ по охране труда, контроль состояний условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда, организация контроля за безопасностью труда.
2.2. Основные начала трудового законодательства, рассмотренные в Трудовом кодексе РФ
Как уже было сказано, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, зашита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применения трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
разрешению трудовых споров.
1.2.1. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними, отношений (статья 2, раздел I Трудового Кодекса РФ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда, дискриминация в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставлении ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий на обеспечение прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
12.2. Трудовое законодательство и иные нормативные Правовые акты, содержащие нормы трудового права (Статья 5, раздел I Трудового Кодекса РФ)
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
настоящим кодексом;
иными федеральными законами;
указами президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В случае противоречий между настоящим кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется трудовой Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.