В Республике Беларусь число учреждений, обеспечивающих получение общего и среднего образования составляет 3821, в них обучается 1083,2 тысяч человек; в системе высшего образования – 53 учреждения, в них обучается 420,7 тыс.студентов. (См.таблицу№ 4 и диаграмму № 2)
Таблица № 4.. Основные показатели образования (на начало учебного года)
1995/96 | 2000/01 | 2001/02 | 2002/03 | 2003/04 | 2004/05 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | |
Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования1) | ||||||||||
В них учащихся, тыс. | 1582,2 | 1547,6 | 1488,9 | 1430,0 | 1369,0 | 1303,4 | 1240,9 | 1179,3 | 1134,9 | 1083,2 |
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования1) | 2012) | |||||||||
В них учащихся, тыс. | 122,4 | 150,3 | 155,4 | 160,9 | 162,3 | 158,4 | 154,1 | 152,5 | 155,0 | 157,3 |
на 10 000 человек населения, учащихся | ||||||||||
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования1) | ||||||||||
В них студентов, тыс. | 197,4 | 281,7 | 301,8 | 320,7 | 337,8 | 362,9 | 383,0 | 396,9 | 413,7 | 420,7 |
на 10 000 человек населения, студентов |
_____________________________________________
1) Включая данные по частным учебным заведениям.
2) С 2002/03 учебного года в число учреждений включены все учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об образовании".
Диаграмма № 2. Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, на 10 000 человек населения
(на начало учебного года; человек)
Задачи в сфере образования: повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. Особое внимание в предстоящем пятилетии будет уделено сфере культуры, физической культуре и спорту, туризму. Это важно как для духовного и физического развития граждан, так и для создания соответствующего имиджа страны на мировой арене.
Молодежная политика государства направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их включение во все сферы жизнедеятельности общества. С этой целью предполагается активизировать работу по обеспечению занятости молодежи, развитию предпринимательства и творческой инициативы молодых людей, усилению поддержки молодых семей.
Деятельность специалиста по социальной работе носит организационно-профилактический характер, но, несмотря на это, имеет весомый результат: сокращение числа случаев неблагополучного развития учащихся в общеобразовательных школах. Социальный работник в школах стремится удовлетворить потребности учащихся соответственно возможностям их семей. Он следит за посещаемостью, успеваемостью, материальным и социальным положением учащихся (в первую очередь из малообеспеченных семей), за их взаимодействием с учителями и ровесниками.
Также функцией специалиста является содействие семьям в преодолении школьных трудностей, возникающих у их детей, с учетом личностной диагностики и анализа сложности обучения. Кроме того, ведется работа с учителями, психологическая и педагогическая некомпетентность которых, отсутствие в результате перегруженности внимания к ученикам, негативные личностные качества являются иногда причиной школьных проблем учеников.
Другая важная часть работы — взаимодействие с семьей «трудного» ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким. Возможно, взрослые члены семьи не обладают нужной компетентностью, чтобы заметить и оценить негативную ситуацию, в которой оказался их ребенок, не знают, как вести себя в такой ситуации, чем помочь ребенку.
Кроме того, семьи очень слабо информированы о своих правах во взаимоотношениях с образовательной системой, об источниках социальных ресурсов, которые способны оказать им содействие. В перечень должностных обязанностей социального работника входит поддержка детей, исключенных из школы; беседы и консультирование родителей при переводе ребенка на другое место учебы; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно работают во время учебы; поддержка детей, получающих образование вне школы; выявление случаев жестокого обращения с детьми.
Социально-медицинские функции в общеобразовательных школах сводится преимущественно к следующему:
• санитарно-просветительской работе;
• профилактической деятельности;
• психокоррекции;
• выявлению детей для психиатрического освидетельствования и определения форм обучения в психолого-медико-педагогической консультации.
Приоритетным направлением в работе центров социального обслуживания населения являются оказание социально-психологической, реабилитационной и правовой помощи детям и семьям, находящимся в кризисной ситуации. Особенно велика роль социальной работы в специализированных школах-интернатах. В этих заведениях проходят обучение и социализацию дети-инвалиды. В каждом таком учреждении совместно трудятся:
• педагоги-дефектологи;
• врачи;
• психологи;
• социальные работники.