Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста

Подростковый возраст – это переходный возраст. В этот период идет сплетение детских черт характера и черт характера взрослого человека, поэтому подростки обладают большой физической силой, но имеют несформированный жизненный опыт, что ведет к противоречивости и сложности характера.

Переход в подростковый период сопровождается ускоренным физическим развитием, но развитие организма происходит скачкообразно: то идет интенсивное развитие, то замедленное. Конечности кажутся слишком непропорциональными по отношению к туловищу, движения кажется неуклюжими, что может негативно сказаться на нравственном и психическом развитии подростка. В этот период идет интенсивное развитие половых органов, которое условно можно разделить на три стадии: стадию предполового созревания, стадию полового развития и стадию половой зрелости. На этой стадии развития усиливается активность гипофиза и щитовидной железы, убыстряются обменные процессы.

Диспропорции наблюдаются в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце подростка растет интенсивно, а сосуды отстают в развитии, что приводит к повышению артериального давления и частым головным болям. Неокрепшие мышцы и кровеносная система не позволяют подросткам долго находиться в неподвижном состоянии, точно также они не могут долго выполнять тяжелую физическую нагрузку. Отсюда высокая подвижность, чрезмерная активность и быстрая утомляемость детей.

Развитие мозга подростка расширяет его познавательную деятельность, идет усвоение большого объема информации, подросток начинает интересоваться науками. Но в кровь поступает много гормонов, что вызывает то повышение жизненного тонуса, то упадка сил. В период подъема жизненных сил подросток хорошо учится, активен, общителен. В период упадка сил становится раздражительным, несговорчивым, упрямым, способным уйти из дома, скитаться, путешествовать и т.д. В уравновешивании духовных сил подростка большую роль играют родители, которые должны понимать своего ребенка и помогать ему выйти из состояния депрессии, и педагоги, которые не должны ставить отрицательных отметок, чтобы не отбить желание подростка получать системные знания. Отношения строятся с учетом психолого-педагогических особенностей ученика в данный период, используется индивидуальный подход к каждому ученику.

В подростковый период идет интенсивное формирование мышления. Учащиеся этого возраста пытаются понять причинно-следственные связи изучаемых явлений, у них формируется абстрактное мышление и логическая память. Педагог для организации учебно-познавательной деятельности учащихся использует проблемные вопросы, учит находить проблемы и формулировать их, теоретически обобщать полученные результаты. Самостоятельная образовательная деятельность ученика приобретает высокий смысл, как символ самоутверждения, самопрезентации. Познавательные потребности ученика, мотивы учения должны исходить от подростка, поэтому роль педагога на данном периоде весьма значима, так как педагог должен уметь заинтересовать ученика своим предметом так, чтобы ученику казалось, что выбор мотивов деятельности по предмету исходит от него самого, а не от педагога.

Контроль за школьниками со стороны педагога должен быть постоянным и действенным, но должен восприниматься учеником, как норма поведения, которая не требует обсуждений.

Подростки очень активны в коллективе сверстников, они хотят быть лидерами в учебе, в общественной жизни, в спорте, во внешнем обаянии и т.д. Если подросток не завоевывает уважение среди сверстников, он очень переживает и может сам себе навредить во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами.

Родители должны помогать подростку в формировании значимых ему качеств и в то же время направлять его удовлетворение потребностей в рамки норм общественного поведения. Учителя же должны прислушиваться к мнению коллектива, так как позиция сверстников для подростка важнее мнения взрослого человека. Подростки любят сравнивать себя со сверстниками, к их недочетам они относятся очень строго, свои же недостатки оценивают недостаточно строго.

В этом возрасте проводится профориентационная работа, что будет поддерживать интерес к общественной деятельности, будет развивать необходимые качества для будущей профессии, основы которой формируются на школьной скамье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: