Цели процесса обучения экономике. Формирование компетенций

Реализация стандартов образования по экономике строится с учетом целей обучения.

Цель обучения - ожидаемый конечный образовательный результат обучения вообще и обучения каждому предмету в частности.

Исходная идея современного процесса обучения - единство обучения, воспитания и развития, поэтому общая цель уроков экономики – целостное формирование личности на основе обучающего, воспитывающего и развивающего обучения.

Обучающие цели урока экономики:

- сформировать у учащихся научное мировоззрение;

- выработать навыки умственной деятельности;

- совершенствовать экономические понятия;

- формировать по темам программы нормы знаний, умений и навыков;

- формировать навыки безошибочной практической деятельности и осознанно использовать полученные знания на практике.

Воспитывающие цели урока экономики:

- развивать способности учащихся к усвоению экономики;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость в преодолении трудностей;

- отрабатывать личностные качества (активность, целеустремленность, взаимопомощь);

- использовать возможности предмета экономики для профориентации учащихся и формирования экономической культуры.

Развивающие цели урока экономики:

- обогащать словарный запас речи учащихся, усиливать коммуникативные свойства речи;

- развивать воображение, память, внимание, мышление;

- развивать сенсорную (чувственную) сферу, вырабатывать наблюдательность, глазомер, восприятие цвета, формы.

Каждый урок несет на себе обучающую, воспитывающую и развивающую цели. Это триединая цель урока.

Пример целей урока по теме: «Полезность товара».

Образовательная цель: усвоение учащимися понятий: «потребительское поведение», «полезность товара».

Развивающая цель урока: умение сравнивать товар по количеству и его полезности.

Воспитывающая цель урока: формирование научного мировоззрения учащихся через экономические понятия: ровные отношения, отношения «богатого», отношения «бедного», ценовые отношения и т.д.

Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока тесно переплетаются. Обучая учеников, учитель развивает и воспитывает; воспитывая учеников, учитель развивает их компетенцию в области экономики.

Если ученик обладает большим объемом знаний в области социально-экономических наук и имеет опыт применения этих знаний на практике, то можно утверждать, что компетенция выпускника сформирована.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что выпускник образовательного учреждения должен быть компетентным.

Компетентность - это не только набор знаний, умений и навыков, который формируется на когнитивной основе, но и умение рассуждать и высказывать собственные суждения, проявлять личностные качества, личную заинтересованность в применении знаний в различных сферах деятельности, доказывать свою конкурентоспособность на рынке труда.

Компетентность ученика формируется не только в процессе его обучения в школе, но и закладывается в семье, в процессе общения с людьми, зависит от его внешней и внутренней культуры, а также от политики государства.

Компетентность школьника формируется, если:

- совершенствуется самостоятельная познавательная деятельность;

- развивается мотивация в сфере трудовой деятельности;

- вырабатывается навык общения в бытовой сфере;

- формируется убежденность в сфере гражданской и социально-экономической деятельности и т.д.

Для формирования социально-экономической компетентности школьника возможна реализация следующих моделей:

1. Предметно-тематическая модель. Данная модель реализуется, когда учитываются межпредметные связи обучения.

2. Модель социальной взаимопомощи. Реализация данной модели направлена на то, чтобы обучающийся принимал активное участие во внеучебной деятельности, которая является логическим продолжением учебной работы, где исследуются проблемы безработицы, поиска работы, социальной защищенности, сохранения здоровья и т.д., и формулируются конкретные предложения по преодолению противоречий.

3. Институциональная модель социально-экономического образования. При реализации этой модели формируется личность не только при усвоении знаний от курса к курсу, но предполагается участие в школьном самоуправлении, в ходе реализации которого создается особый уклад жизни с проведением традиционных и нетрадиционных мероприятий.

То, как формируется компетентность ученика, как складываются взаимоотношения ученика и учителя, как относится ученик к изучению экономики, – все это является результатом реализации учебно-воспитательных целей учителя. А так как отношения между учителем и учеником осуществляются на протяжении нескольких лет, то учебно-воспитательные цели должны быть «постоянными и неугасающими» (Н.Е.Шуркова), что в итоге делает выпускника компетентным в области экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: