Метод как категория методики
Методы и приемы обучения
Важную роль при передаче и усвоении знаний играют методы и приемы обучения.
Метод (от греч. methodos) - способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленный на достижение целей воспитания, образования и развития.
Методы обучения зависят от:
1) общих и конкретных целей обучения;
2) содержания школьного образования;
3) психологических и возрастных особенностей школьников;
4) анатомо-физиологических особенностей организма ребенка (работоспособность, утомляемость и т.д.);
5) материально-технического оснащения школы;
6) от сложившихся традиций в педагогическом коллективе, от опыта работы учителей.
Составной частью метода являются приемы.
Приемы обучения учителя – элементарные действия учителя, вызывающие ответную реакцию ученика и достигающие цель этого воздействия.
Приемы подразделяются на:
|
|
1. Приемы, активизирующие психические свойства ученика (мышление, внимание, память, восприятие, воображение и другие).
2. Приемы, активизирующие переживания, вызывающие чувства, связанные с изучаемым материалом.
3. Приемы контроля, самоконтроля и самообучения школьника.
4. Приемы управления учебным процессом через коллективные и личностные взаимоотношения с учащимися.
Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, иногда метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода.
Роль и место методов и приемов в обучении определяются их видами и функциями, поэтому основной дидактической проблемой выступает классификация методов обучения.