Глава 7. Метод как категория методики

Метод как категория методики

Методы и приемы обучения

Важную роль при передаче и усвоении знаний играют методы и приемы обучения.

Метод (от греч. methodos) - способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленный на достижение целей воспитания, образования и развития.

Методы обучения зависят от:

1) общих и конкретных целей обучения;

2) содержания школьного образования;

3) психологических и возрастных особенностей школьников;

4) анатомо-физиологических особенностей организма ребенка (работоспособность, утомляемость и т.д.);

5) материально-технического оснащения школы;

6) от сложившихся традиций в педагогическом коллективе, от опыта работы учителей.

Составной частью метода являются приемы.

Приемы обучения учителя – элементарные действия учителя, вызывающие ответную реакцию ученика и достигающие цель этого воздействия.

Приемы подразделяются на:

1. Приемы, активизирующие психические свойства ученика (мышление, внимание, память, восприятие, воображение и другие).

2. Приемы, активизирующие переживания, вызывающие чувства, связанные с изучаемым материалом.

3. Приемы контроля, самоконтроля и самообучения школьника.

4. Приемы управления учебным процессом через коллективные и личностные взаимоотношения с учащимися.

Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, иногда метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода.

Роль и место методов и приемов в обучении определяются их видами и функциями, поэтому основной дидактической проблемой выступает классификация методов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: