Учебник как ведущее средство обучения

Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по экономике и предназначенная для достижения учебных целей.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом содержание материалов направлено на воспитание экономической культуры учащихся, умение самостоятельно и верно оценивать экономические факты действительности, творчески использовать экономические знания в жизни (воспитательная функция).

Основными компонентами содержания учебника являются:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивная компонента предназначена для общеучебных, предметно-познавательных и практических действий.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности.

Структура учебника.

В учебнике дается теоретический материал, трактовка экономических понятий, уточняется их содержание, идет формирование экономического лексикона учащихся.

Кроме того, в учебнике даются практические задания, которые способствуют систематизации, обобщению изученного, направляют деятельность учащихся на формирование у них умений и навыков.

Аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, подписи к иллюстрациям, упражнения) помогает четко и правильно усваивать изучаемый материал.

Иллюстративный материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.д.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, дополняет, конкретизирует изучаемый материал, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом.

Аппарат ориентировки учебника (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.д.

Учебник предназначен для учащихся и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя учебник – источник методической системы. С помощью учебника педагог определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Приемы работы с учебником

Учебная книга - источник получения информации школьниками. Работая с книгой, школьник формирует навыки свободного чтения и понимания прочитанного, умение выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, осмыслять прочитанный материал, поэтому учитель экономики в ходе урока обучает работе с книгой.

Этапы работы с книгой: установление связи с ранее изученным материалом, умение выделить главное в тексте, объяснение непонятных слов самостоятельно и с помощью словаря, составление плана и опорных конспектов по прочитанному, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д.

Для работы с учебником можно использовать различные приемы, позволяющие пополнить, систематизировать знания учащихся, приучать их к последовательному, самостоятельному освоению знаний.

Конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Конспектирование различают сплошное, выборочное, полное, краткое.

Тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности.

Реферирование - обзор источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы.

Составление плана текста - после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План бывает простой и сложный. Простой план состоит из нескольких пунктов, которые не делятся на подпункты. Сложный план представляет собою деление пунктов на подпункты. Подпункты, в свою очередь, тоже могут делиться на дополнительные пункты.

Цитирование - дословная выдержка из текста. При цитировании идет дословная передача содержания высказанного, делается сноска на выходные данные цитаты: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.

Аннотирование - краткое, свернутое изложение материала без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание рецензии, краткого отзыва с выражением своей точки зрения о прочитанном.

Составление справки. Справка – это сведения о чем-либо после полученных поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, экономическими, терминологическими и т.д.

Составление формально-логической модели – это составление словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса – это комплекс базовых понятий по теме, разделу, всей науки экономики.

Составление матрицы идей – составление в виде таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Пиктографическая запись – бессловесное изображение экономических явлений и закономерностей. Например, рисунок.

Разнообразие работы с учебником помогает ученику с интересом изучать теоретический материал, видеть его практическое применение, учитель при этом демонстрирует свое методическое мастерство в подаче и контроле знаний учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: