Урок как основная форма организации учебной деятельности. Типы уроков

В дидактике рассматривают различные формы обучения. Урок же является основной формой организации учебной деятельности.

Урок – это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) основная форма организации учителем обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения (М.И. Махмутов).

Классические типы уроков: комбинированный урок, урок сообщения новых знаний, урок повторения, урок закрепления знаний, урок контроля и оценки знаний учащихся, урок систематизации изученного материала.

Какой тип урока использовать при планировании? Бесспорно, что на одном уроке может быть и сообщение новых знаний, и закрепление, и контроль знаний учащихся. Что влияет на выбор типа урока?

Тип урока зависит от задач урока.

1. К комбинированному типу урока относятся та­кие уроки, на которых ставится и решается две или не­сколько задач: усвоение небольшого объёма знаний и при­менение их учащимися в практической деятельности; ус­воение новых знаний и проверка ранее изученного материа­ла; формирование навыков и применение их в нестандартной ситуации.

Подобных комбинаций может быть несколько.

2. На уроке сообщения новых знаний ставится задача перед учащимися по восприятию, осмыслению понятий, законов, теорий.

3. На уроке повторения перед учащимися ставят­ся задачи закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний.

4. На уроке закрепления знаний перед учащимися ставятся задачи овладения определённым теоретическим материалом, правилом и выполнением серии пробных, тре­нировочных упражнений и творческих заданий.

5. На уроке контроля и оценки знаний учащихся ставится задача всесторонней проверки знаний.

6. На уроке систематизации знаний ставится задача обобщения и подведения итогов знаний учащихся.

На тип урока влияют содержание, методы, приёмы и средства обучения.

Например. Урок сообщения новых знаний.

На таком уроке могут быть использованы разнообразные методы, приёмы, средства:

1. Проблемное изложение.

2. Беседа.

3. Демонстрация кинофильма, диафильма.

4. Иллюстрации, графики.

5. Работа учащихся с учебником.

6. Работа учащихся с конспектом, составление тезисов, плана изложения.

7. Составление таблиц, диаграмм.

8. Выполнение практических заданий и т.д.

Урок повторения. Здесь иной комплекс методов, приёмов, средств, чтобы обеспечить мыслительную дея­тельность учащихся.

Например:

1. Задания на анализ и синтез.

2. Задания на сравнение и обобщение.

3. Задания на раскрытие причинно - следственных связей.

4. Задания на формулировку вывода и т.д.

Таким образом, на тип урока влияют задачи, содержание изучаемого материала, методы, приемы и средства обучения.

Рассмотрим подробно реализацию задач обучения каждого типа урока.

Комбинированный урок

Комбинированный урок состоит из этапов:

1-ый этап. Организационный.

2-ой этап. Проверка домашнего задания.

3-ий этап. Всесторонняя проверка знаний.

4-ый этап. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

5-ый этап. Усвоение новых знаний.

6-ой этап. Проверка понимания учащимися нового материала.

7-ой этап. Закрепление нового материала.

8-ой этап. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Подведение итогов работы.

Рассмотрим подробно этапы комбинированного урока.

1 этап. Организационный.

Состояние учителя и учащихся на организационном этапе урока существенно влияет на весь ход урока. Настроение учителя, его собранность, внимательность или раздражительность непосредственно передаются учащимся и влияют на результативность их учебного труда.

Учителю необходимо самообладание и контроль над собой. Ученики не должны видеть неуверенность, скованность учителя или, наоборот, излишнюю самоуверенность, возбудимость. Нельзя заигрывать с учащимися, и держать далекую дистанцию тоже плохо. Каждый учитель вырабатывает свою манеру общения, но требования к учащимся должны быть разумными, проверенными, доступными.

Каждый учащийся должен быть уверен, что требовательность диктуется необходимостью, согласуется с правилами поведения и нормами этикета.

Учитель контролирует точность, тщательность, своевременность выполнения требований каждым учащимся. Воля и характер учителя проявляются на протяжении всего урока. Особенно учащимися ценится требовательность педагога, если она сочетается с доброжелательностью, справедливостью, уважением, педагогическим тактом.

Дидактическая задача этапа обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы, психологически настраивает учащихся на предстоящую деятельность.

Предварительная организация класса включает в себя следующее содержание:

1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, доброе отношение. Проводить приветствие небрежно нельзя, так как это приводит к нестабильности поведения учащихся и мешает дальнейшему ведению урока.

Пусть первоначально потребуется больше времени вместо обычных 1-2 минут на приветствие, но это необходимо соблюдать, чтобы учащиеся полностью успокоились и поняли, что у этого учителя порядок на уроке с первой минуты.

2. Проверка отсутствующих. Это необходимо делать на каждом уроке, так как определяется, кто именно отсутствует, по какой причине.

В зависимости от причины отсутствия и будет строиться дальнейшая работа с учеником. Если болел – дополнительные консультации, семейные неурядицы – поддержка отсутствующего, прогульщик – третья мера воздействия и т.д.

3. Проверка внешнего состояния кабинета. Санитарное состояние кабинета лучше проверять до урока. Чистая доска, чистый пол, проветренное помещение, чистота и уют в кабинете настраивают учеников на рабочий лад. Захламленность класса, антисанитария побуждают к нарушению дисциплины и пренебрежительному отношению к предмету.

4. Проверка рабочих мест учащихся, рабочей позы и внешнего вида учащихся.

Внешний вид учащихся должен соответствовать нормам приличия. Их рабочая поза должна быть свободной, но не развалившейся до неприличия. Прямая поза способствует правильному дыханию, кровообмену. Если ученик развалился на парте, ему напоминают, чтобы он не кривил позвоночник, не нарушал работу печени и т.д. Такие доброжелательные советы всегда бывают действенны.

5. Организация внимания.

Нельзя начинать урок, если вы не овладели вниманием класса, всеми учениками без исключения.

Каждый учитель вырабатывает свой метод привлечения учащихся к вниманию: ждет полной тишины класса и только потом разрешает сесть; молчит и урок не начинает, пока не установится всеобщее внимание; говорит слова: «Внимание, ребята. Начнем работу» и т. д.

Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Условия достижения положительных результатов этапа: требовательность, сдержанность, собранность учителя, систематичность организационного воздействия, последовательность требований.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа: кратковременность организационного момента (1,5 мин.), полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

2 этап. Проверка домашнего задания.

Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; в ходе проверки домашнего задания обнаружить пробелы в знаниях учащихся; вести подготовку к изучению нового материала.

Содержание этапа: выяснить степень усвоения домашнего задания; определить типичные недостатки в знаниях учащихся; ликвидировать обнаруженные недостатки.

Условия достижения положительных результатов: оперативность и целенаправленность деятельности учителя; использование системы приёмов для определения выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Система приёмов при проверке домашнего задания разнообразна:

- выполнить самостоятельно практическое графическое задание с опорой на домашний материал;

- в карточку с текстом вставить пропущенные слова (экономические термины);

- индивидуальный опрос – опрос одного - двух учащихся;

- фронтальный опрос – опрос учебного материала, разбитого на несколько мелких вопросов, чтобы опросить как можно больше учеников;

- уплотненный опрос: 1 ученик отвечает устно; 4-5 учащихся отвечают письменно на отдельных листах бумаги или в тетради; 1-2 ученика надиктовывают ответы на магнитофон (по методу В.Ф. Шаталова);

- программированный контроль (тесты);

- визуальная проверка домашнего задания;

- взаимная проверка тетрадей учениками;

- повторение материала по учебнику и т.д.

Показатели выполнения дидактической задачи урока: возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин.) установить уровень знаний учащихся и типичные недостатки у большинства учащихся; определить причины непонимания учащимися материала; составить представление о домашней подготовке учащихся.

3 этап. Всесторонняя проверка знаний учащихся

Дидактическая задача этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выяснить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; побудить учащихся к овладению рациональными приёмами проверки знаний, развивать навыки самообразования.

Содержание этапа:

- проверка различными методами объёма и качества усвоения материала;

- установление уровня мышления учащихся;

- определение степени сформированности общеучебных навыков и умений;

- комментирование ответов учащихся;

- оценка ЗУН.

На этапе всесторонней проверки знаний учащимся предлагаются задания на повторение и закрепление важных элементов знаний, даются несложные примеры и задачи, познавательные задания.

Письменные задания проверяются и оцениваются по-разному:

- идет проверка работ в классе после выполнения задания (вызываются фронтально 2-3 ученика);

- 1-2 ученика могут это задание выполнять самостоятельно у доски. Затем идёт сверка написанного на доске и в тетради;

- работы могут собираться у всего класса и проверяться учителем дома;

- для проверки можно использовать актив класса;

- для проверки знаний учащихся могут использоваться тесты, программированный опрос и т.д.

При всесторонней проверке знаний учащихся используется устный опрос. Устный опрос важен не только для накопления отметок в журнале, но и для развития монологической речи учащихся, их мышления. Во время устных ответов учитель контролирует речь учеников, уточняет понятия, дополняет суждения и логикой вопросов подводит учащихся к восприятию нового материала.

Этот этап урока необходим и в том случае, если учитель не уверен, что все учащиеся хорошо подготовились к уроку, и перед изучением нового материала нужно повторить текст, рассмотреть таблицу, рисунок, сравнить, сопоставить и т.д.

Вся работа на этом этапе логически должна быть направлена на подготовку учащихся к восприятию нового материала.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- проверка глубины, осознанности, гибкости знаний;

- умение использовать их не только теоретически, но и практически;

- рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках, а также на умение учащихся сопоставлять свои знания с объемом требуемых знаний по теме урока;

- указание на недостатки в ответах учащихся и рекомендации по их устранению.

4 этап. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала

Дидактическая задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Содержание этапа:

- сообщение темы, цели и задач усвоения нового материала;

- показ его практической значимости;

- постановка перед учащимися учебной проблемы.

Сообщение целей и задач должно стать обязательной частью каждого урока, так как учащиеся должны точно представлять предполагаемый результат обучения и вид отчётности по теме.

Приёмы сообщения темы, цели урока могут быть самыми разнообразными. Наиболее элементарным и доступным для учащихся будет сообщение следующим образом: «Тема нашего урока называется «Спрос и предложение». Вы должны уяснить такие понятия, как спрос на товары, предложение товаров, эластичность спроса».

Но эта же тема и цель урока могут быть сообщены в виде проблемного вопроса, который вызовет у учеников желание преодолеть противоречие и разрешить проблемы. Пример проблемной постановки темы урока. Учитель: «Спрос и предложение. То и другое стоит денег. Что процветает при высоких ценах? Что процветает при низких ценах?» После таких проблемных вопросов можно приступать к объяснению нового материала.

Воспитательная цель урока не объявляется учащимся, она решается в процессе естественного хода обучения. Воспитание учащихся осуществляется в ходе урока и через содержание урока.

Условия достижения положительных результатов:

- предварительная формулировка цели учебного занятия (урока);

- показ ученикам, чему они должны научиться в ходе урока;

- какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть;

- показ значимости изучаемого материала в практической деятельности;

- сообщение цели на разных этапах урока.

Большую роль в подготовке учащихся к усвоению новых знаний играют дополнительные источники информации: научно-популярная и справочная литература, учебник, рисунки, таблицы. Использование этого материала возможно только тогда, когда задания, вопросы, рисунки направляют внимание учащихся на существенные признаки и свойства объектов, которые будут способствовать пониманию нового материала.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- познавательная активность учащихся на последующих этапах;

- эффективность восприятия и осмысления нового материала;

- интерес учащихся к новому материалу;

- понимание учащимися изучаемого материала.

5 этап. Усвоение новых знаний

Дидактическая задача этапа:

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, объяснить правила, принципы, законы;

- добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, вырабатывать практические умения и навыки.

Содержание этапа:

- организация внимания;

- сообщение учителем нового материала;

- обеспечение восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации нового материала;

- формирование умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Условия достижения положительных результатов:

- использование приемов, усиливающих восприятие учебного материала;

- полное и точное определение признаков изучаемых явлений и объектов;

- вычленение в изучаемых объектах и явлениях наиболее существенных признаков и фиксация внимания учащихся на этих объектах и явлениях;

- запись в тетрадях плана, тезисов, конспекта, опорных сигналов и т.д.;

- использование наглядности;

- организация самостоятельной работы учащихся с книгой;

- создание проблемной ситуации;

- постановка эвристических вопросов и приемов;

- проведение словарной работы как одного из путей осознания учебного материала.

Показатели выполнения дидактической задачи: правильность ответов и действий учащихся; активность класса при подведении итогов по изученному материалу; качество знаний учащихся.

6 этап. Проверка понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача этапа: установить степень усвоения учащимися закономерностей, связей между фактами и содержанием новых понятий; устранить обнаруженные пробелы.

Содержание этапа:

- проверка учителем глубины понимания учебного материала учащимися, установление внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий;

- уточнение новых знаний.

Условия достижения положительных результатов:

- постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся;

- создание нестандартных ситуаций при контроле знаний;

- обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика;

- найти другое, более рациональное решение и т.д.;

- учет дополнительных ответов учащихся по количеству и их характеру;

- выявление пробелов в понимании учащимися нового материала.

Комментирование ответов учащихся повышает их уровень обученности.

Примерный план комментирования ответов учащихся:

1. Соответствие ответа заданному вопросу.

2. Последовательность изложения мыслей.

3. Полнота и убедительность ответа.

4. Достаточность приведенных примеров, фактов для подтверждения понимания излагаемого материала.

5. Ошибки и недочеты по существу или форме изложения.

Показатели выполнения дидактической задачи:

- учитель спрашивает средних и слабых учеников;

- класс привлекается к комментированию ответов учащихся;

- в ходе проверки знаний учащихся учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала.

Основной критерий выполнения дидактической задачи данного этапа – это осознание нового материала большинством слабых и средних учащихся класса.

7 этап. Закрепление нового материала

Дидактическая задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Содержание этапа:

- применение разнообразных приемов и средств закрепления полученных умений и навыков;

- изложение методики изучения материала;

- закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

Условия достижения положительных результатов:

- выработка умения оперировать ранее полученными знаниями при решении теоретических и практических задач;

- использование разнообразных форм, приемов и методов закрепления знаний.

Показатели выполнения дидактической задачи:

- умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, идеи;

- умение воспроизводить основные идеи нового материала;

- умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их;

- активность учащихся.

8 этап. Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока.

Дидактическая задача этапа: сообщение учащимся о домашнем задании; разъяснение методики его выполнения; подведение итогов урока.

Содержание этапа: информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание и способы выполнения домашнего задания; подведение итогов работы (как класс работал, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники).

Условия достижения положительных результатов: объяснение содержания домашней работы, приемов и последовательности выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; домашнее задание должно углублять и закреплять знания, полученные на уроке.

Показатели выполнения дидактической задачи: правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Урок сообщения новых знаний

Урок сообщения новых знаний состоит из этапов:

1. Организационный этап (1-ый этап).

2. Всесторонняя проверка знаний учащихся, воспроизводство и коррекция знаний учащихся (3-ий этап).

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала, сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности (4-ый этап).

4. Усвоение нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (5-ый этап).

5. Проверка понимания учащимися нового материала (6- ой этап).

6. Закрепление нового материала, обобщение и систематизация знаний (7-ой этап).

7. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания (8-ой этап).

Итак, этапы урока сообщения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Соизмерение этапов работы по времени (примерно):

1 этап 3-4 этап 5 этап 6-7 этап 8 этап
1 минута 8-9 минут 20 минут 8 минут 2 минуты

Данная структура урока не является простой или частично модернизованной традиционной структуры комбинированного урока. Она исходит из принципиально иных позиций: вместо объяснения учителя, запоминания и закрепления учебного материала здесь предусматриваются те этапы или ступени, которые ведут к усвоению новых знаний. В центре внимания учителя и учащихся стоит учебно-познавательная деятельность, направленная на усвоение знаний.

Технологическая карта конструирования урока сообщения новых знаний (по П.И. Третьякову):

1. Тема урока.

2. Триединая цель урока.

3. Что должен знать ученик в конце урока.

4. Что должен уметь ученик в конце урока.

5. Что должен понять ученик.

6. Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков.

7. Воспитание на материале темы.

8. Тип урока.

9. Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

Логика построения урока:

Мотивация учащихся àактуализация опорных знаний à восприятие, осмысление и первичное запоминание à проверка усвоения à закрепление à анализ à

Комментарии к этапам урока усвоения новых знаний.

1. Организационный этап урока.

Проверка отсутствующих, подготовка учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

2. Всесторонняя проверка знаний учащихся.

Применяется только тогда, когда изучение нового материала базируется на предыдущих знаниях учащихся, и эти знания необходимы для понимания нового материала.

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Сообщение темы, цели, задач, урока и мотивации учебной деятельности.

Начало этого этапа может вестись через последовательное объяснение материала или через проблемный вопрос. Например. Последовательное изучение темы «Проблема безработицы» может быть построено следующим образом:

- На уроке изучим:

1) что такое спрос и предложение,

2) закон спроса и предложения,

4) что такое безработица и проблемы, связанные с ней.

Но урок по этой теме может быть начат по-другому, проблемным вопросом, который создает проблемную ситуацию и вызывает у учащихся желание преодолеть противоречие, возникающее при этом.

Например:

- Известно ли вам, что такое безработица? Почему она возникает?

- Каким способом ее избежать?

- Что надо знать, чтобы не оказаться безработным?

4. Усвоение нового материала.

Основная задача этапа – добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления изучаемого материала. Многие ученики не владеют культурой слушания, и слушание воспринимают как пассивный процесс приема информации. Отсюда катастрофические цифры потери информации при речевой коммуникации. Слушание требует определенных навыков, которым надо учить.

И. Атватер в книге «Вас слушаю» приводит условия эффективного восприятия речи:

1. Полное внимание учащихся, устанавливается визуальный контакт с учащимися. Позы, жесты имеют положительный настрой на работу.

2. Нерефлексивное слушание. Внимательное и молчаливое слушание, ограниченное число вопросов.

3. Рефлексивное слушание. Уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование учащихся приветствуется учителем.

4. Основные установки учителя: одобрение, самоодобрение, эмпатия.

5. Язык невербального (бессловесного) общения: мимика, взгляды, визуальный контакт, позы, жесты.

6. Язык вербального общения: изменение высоты голоса, интонации, язык личностного пространства.

7. Развития памяти – сосредоточение, кратковременная память, долговременная память.

При объяснении нового материала учитель помнит о произвольном и непроизвольном восприятии изучаемого материала учащимися. Непроизвольное запоминание создается за счет силы звука, ярких красок, контраста. Произвольное запоминание осуществляется наглядностью, постановкой проблем, познавательных заданий, объяснением от простого к сложному, умением делать записи во время слушания, навыком самостоятельно работать с книгой, объяснением слов и новых терминов и т.д. Непроизвольное и произвольное внимание зависит от перцептивной, мнемической, эвристической особенностей восприятия материала учащимися.

Е.Я. Голант предлагает следующую систему работы с учебником при сообщении новых знаний:

1. Отыскать в книге ответы на поставленные вопросы и ответить на них своими словами.

2. Отобрать материал по системе вопросов.

3. Кратко передать содержание статьи.

4. Выделить главную мысль или идею статьи.

5. Выделить главные вопросы и основные факты.

6. Сравнить: чем похожи и чем отличаются предметы (факты).

7. Установить связи между явлениями.

8. Прочитать текст и самостоятельно задать вопросы по прочитанному.

Как бы тщательно ни было подготовлено и проведено объяснение нового материала, у учащихся после первичного восприятия материала еще нет полного усвоения знаний, поэтому к объяснению надо обращаться несколько раз. Форма повторения может быть разной: чтение учебника, ответы на вопросы, познавательные задачи; запись в тетради тезисов, плана, конспекта; работа с терминами, заполнение таблиц, использование наглядности и т.д.

Словарная работа имеет большое значение при усвоении знаний по экономике. Для обогащения словарного запаса учащихся используются словари, учебники, связные тексты.

5. Проверка понимания учащимися нового материала и закрепление нового материала.

Виды проверки знаний учащихся:

- вопрос-ответ (устный опрос);

- самостоятельная работа с книгой;

- дидактическая игра;

- отгадывание кроссворда;

- дидактические карточки (дописать фразы, вставить пропущенные слова, исправить неточности);

- проверка конспекта, тезисов, планов и т.д.

6. Подведение итогов работы. Дача домашнего задания.

Вывод по уроку может сделать учитель или ученики, ответив на вопросы учителя о том, что нового они узнали на уроке и чему научились.

На этом этапе урока называется параграф домашнего задания, проговаривается, что нужно сделать после прочтения параграфа, на что обратить внимание, что запомнить, что выучить и т.д.

Отметить учеников, которые работали на уроке, создать ситуацию успеха для тех, которые не отличились или не смогли должным образом ответить на поставленные вопросы.

Урок повторения

Урок повторения состоит из этапов:

1. Организационный этап (1-ый этап).

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала, сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности (4-ый этап).

3. Проверка домашнего задания (2 этап).

4. Всесторонняя проверка знаний учащихся, воспроизводство и коррекция знаний учащихся, возможна проверка домашнего задания, если новые знания базируются на знаниях, которые заложены в домашнем задании (3-ий этап).

5. Проверка понимания учащимися изученного материала (6 этап).

6. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания (8-ой этап).

Этапы урока повторения: 1, 4, 2, 3, 6, 8.

Соизмерение этапов работы по времени (примерно):

1 этап 4 этап 2 этап 3 этап 6 этап 8 этап
1 минута 3 минуты 5 минут 20 минут 10 минут 1 минута

Логика построения урока:

- мотивация учащихся;

- актуализация опорных знаний;

- восприятие, осмысление и первичное воспроизведение знаний;

- проверка усвоения;

- закрепление;

- анализ.

На уроке повторения учитель использует различные способы деятельности учащихся, которые должны стать навыком или умением при неоднократном использовании:

1. Сенсорные навыки (слушание, глазомер, чуткость к оттенкам цветов, охват наблюдаемых предметов).

2. Моторные навыки (писать, чертить, рисовать, набирать текст на компьютере и т.д.).

3. Сенсомоторные навыки (письмо, рисование, построение графиков, схем, составление библиографических карточек и т.д.).

4. Интеллектуальные навыки (операции, осуществляемые учеником автоматически, привычно).

Урок закрепления знаний

Урок закрепления знаний учащихся состоит из этапов:

1. Организационный этап (1-ый этап).

2. Подготовка учащихся к усвоению материала, сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности (4-ый этап).

3. Всесторонняя проверка знаний учащихся, воспроизводство и коррекция знаний учащихся, возможна проверка домашнего задания (2-ой этап, если необходим).

4. Закрепление полученных знаний, обобщение и систематизация знаний. Первичное применение приобретенных знаний. Применение знаний в стандартных ситуациях. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (7-ой этап).

5. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания (8-ой этап).

Этапы урока закрепления знаний: 1, 4, (2), 7, 8.

Соизмерение этапов работы по времени (примерно):

1 этап 4 (2) этап 7 этап 8 этап
1 минута 10-14 минут 20 минут 5 минут

Цель уроков закрепления знаний учащихся – вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению.

Логика построения урока:

- мотивация учащихся;

- актуализация ведущих способов и действий;

- восприятие образца применения знаний;

- самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации;

- самоконтроль и контроль;

- коррекция.

Комментарии к этапам урока.

Этап закрепления полученных знаний.

При организации упражнений необходимо соблюдать положения:

1. Нельзя выполнять упражнения, если учащиеся не усвоили теоретический материал, который им надо применять на практике.

2. Обратить внимание учащихся на способы выполнения задания, так как многие ученики знают теорию, но не могут ее применить на практике.

Алгоритм деятельности учащихся (по В.Ф. Шаталову):

- слушание теоретического материала;

- систематизация и обогащение знаний учащихся по опорному сигналу (конспекту);

- устное воспроизводство учащимися нового материала по опорному сигналу (конспекту);

- индивидуальная работа с конспектом;

- воспроизводство знаний с целью повторения.

Задания могут быть устными и письменными.

1. Упражнения на применение знаний в стандартных ситуациях (тренировочные упражнения):

- выполнение заданий по образцу (письменные и устные задания), такие задания выполняются самостоятельно, без предварительного и последующего объяснения;

- выполнение заданий по карточкам (их используют как для работы всего класса, так и отдельных учащихся);

- словарный - терминологический диктант;

- из отдельных слов составить экономический термин, (например, нота + банк = банкнота)

2. Упражнения по инструкции.

Задание: Данным формулировкам найти соответствующее значение, например:

- Денежное выражение товара.

- Организация, которая производит товары или услуги.

- Вес товара в упаковке.

- Вес товара без упаковки.

- Вклад денег в банк на хранение.

- Ограниченные условия, препятствующие получению определенных прав.

Слова для справок: Товар, фирма, депозит, ценз, брутто, нетто.

3. Задания для самостоятельной работы:

- напишите, что узнали нового;

- ответьте на вопросы….;

- выполните задание по образцу;

- выполните задание в измененной ситуации;

- примените знания в новой ситуации.

4. Цифровой диктант.

Если высказывание правильное, то учащиеся в тетради ставят цифру 1, если высказывание неверное, то ставят цифру 0.

- Деньги постоянно совершенствуются.

- Современной экономике не нужны деньги.

- Бумажные деньги – это те деньги, которые находятся у нас в кошельке.

- Электронные деньги – это деньги будущего.

Ответ: 1, 0, 0, 1.

5. Тест.

6. Кроссворд.

7. Буквадрат.

8. Творческая работа (подбери цитату на тему, оформи рекламу и т.д.)

Технология самостоятельной работы учащихся на уроке (по П.И. Третьякову):

1. Сколько времени будет занимать самостоятельная работа.

2. На каких этапах урока (при проверке домашнего задания, при подготовке к усвоению новых знаний, при изучении нового материала, при закреплении).

3. Подготовлена ли самостоятельная работа всеми существующими этапами урока.

4. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский).

5. Формы организации самостоятельной работы (общеклассная, групповая, парная, индивидуальная).

6. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы учащихся.

7. Оценка значения самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока.

Урок контроля и оценки знаний учащихся

Контрольные уроки служат для оценки процесса усвоения и его результатов, уровня усвоения системы понятий изучаемого предмета, сформированности знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся (М.И. Махмутов).

Урок контроля и оценки знаний учащихся состоит из этапов:

1. Организационный момент (1 этап).

2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению знаний (4 этап). Сообщение темы, цели, задач урока. Мотивация школьников: показ необходимости широкого и свободного использования приобретенных знаний в жизни. Сообщение о характере заданий на уроке, последовательность выполнения заданий. Способы оформления результатов самостоятельной работы.

3. Всесторонняя проверка знаний учащихся (3 этап): устный опрос, фронтальная беседа, индивидуальный опрос, письменная работа, тестированное задание, составление и заполнение обобщающих таблиц, проверка знаний в стандартных условиях, проверка знаний в измененных (нестандартных) условиях, выполнение комплексных творческих заданий, решение задач и т.д.

4. Итог работы и сообщение домашнего задания (8 этап).

Итак, урок контроля и оценки знаний учащихся состоит из этапов: 1, 4, 3, 8.

Соизмерение этапов работы по времени (примерно):

1 этап 4 этап 3 этап 8 этап
1 минута 5 минут 30 минут 4 минуты

Логика построения урока:

- мотивация;

- самостоятельное выполнение контрольных заданий;

- самоконтроль;

- контроль;

- анализ;

- оценка;

- коррекция.

Контролю, как и другим видам учебной деятельности, отведены определенные функции: в обучающую функцию контроля входят действия учителя по передаче знаний и формировании знаний, умений и навыков; в корректирующую функцию контроля входят действия учителя по исправлению допущенных ошибок учащимися; кроме того, осуществляется обратная связь, позволяющая действовать осмысленно, вести индивидуальный подход с учащимися, судить об эффективности методов, приемов и средств обучения и стимулировать деятельность учащихся, мотивировать их ожиданием контроля.

Урок систематизации изученного материала (обобщения)

Урокам систематизации и обобщения изученного материала придается очень большое значение.

При систематизации учебного материала ставятся следующие цели:

- Закрепить знания в различных сочетаниях заданий, чтобы превратить знания в личные достижения ученика.

- Углубить и расширить сведения о ранее изученных явлениях и предметах, усовершенствовать знания и ликвидировать пробелы в изучаемом материале.

- Сформировать у учащихся практические умения и навыки.

- Обобщить и систематизировать знания.

Структура урока систематизации изученного материала состоит из этапов:

1. Организационный этап (1-ый этап).

2. Подготовка учащихся к усвоению материала, сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности (4-ый этап).

3. Всесторонняя проверка знаний (3-ий этап).

4. Проверка понимания учащимися изученного материала (6- ой этап).

5. Подведение итогов урока, сообщение возможного домашнего задания (8-ой этап).

Итак, этапы урока систематизации (обобщения) изученного материала: 1, 4, 3, 6, 8.

Соизмерение этапов работы по времени (примерно):

1 этап 4 этап 3, 6 этапы 8 этап
1 минута 4-5 минут 30 минут 5 минут

Логика построения урока:

- мотивация учащихс;

- анализ содержания учебного материала;

- выделение главного;

- обобщение и систематизация;

- установление внутрипредметных и межпредметных связей;

- установление мировоззренческих идей.

Комментарии к этапам урока.

Этап всесторонней проверки знаний. За этот урок необходимо повторить большое количество материала, поэтому используются разнообразные методы и приемы проверки знаний учащихся, рациональное сочетание слова учителя с деятельностью учащихся, применяются методы самостоятельной работы, соблюдается последовательность сочетания устных вопросов и письменных заданий.

На данном уроке учитель нередко использует таблицы, иллюстрации, схемы. Одним из видов символической наглядности являются схематические рисунки на доске и в тетради учащихся. С целью обобщения и систематизации знаний учащихся используются кинофильмы, диафильмы.

Обобщающая беседа имеет принципиально важное значение. Вопросы должны быть логически четкими, конкретными, отображать суть содержания темы, быть последовательными и идти от частных проблем к общим.

На таком уроке применяется учебник для выполнения заданий: составить простой или развернутый план, написать тезисы или конспект, выписать факты или понятия, ответить на вопросы с использованием учебника.

Итак, рассмотрены основные типы классических уроков и дидактические требования к ним.

Однако педагоги в своей деятельности часто используют нетрадиционные формы уроков. Рассмотрим некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: