При проведении анализа рынка товаров рассматривается

1. динамика численности населения с разбивкой по районам и возрастным группам;

2. потребление товаров на душу населения, что позволяет выявить структуру потребления и изменение спроса на продукцию;

3. динамика доходов населения, отражающая изменение структуры потребления;

4. динамика покупательной способности, отражающая соотношение емкости получаемых доходов и структуры потребления;

5. динамика общего спроса на все сопоставимые товары, определяющая целесообразность переориентации внутри одной ассортиментной группы;

6. динамика изменения производственных мощностей конкурентов.

На основании первых трех показателей предприятие формирует свои производственные программы, анализ остальных параметров позволяет оценить спрос на товары и определить направления по совершенствованию ассортиментной и ценовой политики. В целом анализ данных о рынке, их сопоставление с внутрифирменными данными позволяет выявить пропорции между уровнем развития рынка и собственного предприятия.

Специальное исследование рынка выявляет реакцию потребителей на продукцию предприятия. Используются следующие методы:

1) панельный опрос потребителей (в магазине, на улице и т.д.);

2) "контроль кладовых", т.е. анализ данных предприятия по сбыту и движению готовой продукции;

3) "учет складов торговых фирм" - анализ движения товаров в магазинах, реализующих продукцию.

В ряде случаев используется прямое исследование рынка, дающее "моментальный снимок" с целью определения факторов, определяющих спрос, потенциальных потребителей и т.п.

В плане по рекламе намечаются текущие рекламные мероприятия по рекламным средствам и по времени, участие в выставках и экспозициях, специальные рекламные мероприятия (например, день открытых дверей, юбилейные даты деятельности фирмы и т.п.).

При составлении окончательного плана сбыта в его основу кладутся полученные данные и прогноз сбыта на перспективу. План составляется с разбивкой по месяцам и неделям в количественных и стоимостных показателях.

Планирование производства продукции

В этом разделе плана устанавливается задание для производственных подразделений предприятия по объему производства продукции определенного ассортимента и качества.

При разработке плана производства необходимо принимать во внимание учетное состояние предметов труда (различную степень готовности продукции). Выделяют готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство.

Готовой считается продукция, принятая ОТК и сданная на склад готовой продукции.

Полуфабрикатом называется продукт, технологическая обработка которого закончена в одном подразделении предприятия, подлежащий дальнейшей переработке в другом подразделении данного предприятия или реализуемый на сторону как готовая продукция. Незавершенное производство - это предметы труда, технологическая обработка которых не завершена.

Планирование и учет объема производства ведется в натуральных и стоимостных измерителях. Наиболее простым и наглядным является исчисление объема производства в натуральных единицах (штуках, парах, кг., метрах и т.д.). Однако натуральные показатели невозможно использовать на предприятиях с разнородной продукцией для определения общего объема производства и других технико-экономических показателей.

При планировании производственной программы в стоимостном выражении выделяют показатели товарной, валовой и реализованной продукции.

Товарная продукция ТП - это продукция; выработанная предприятием в плановом периоде и предназначенная для отпуска на сторону. Ее объем рассчитывается по следующей зависимости

ТП = ГП + ПФ + ВЦ +РУ,

где ГП - стоимость готовой продукции;

ПФ - стоимость полуфабрикатов, реализуемых на сторону;

ВЦ - стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущенной на сторону (пар, вода, сжатый воздух и т.п.);

РУ - стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, а также непромышленных хозяйств предприятия, включая стоимость капитального ремонта и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Оценка товарной продукции производится по действующим оптовым ценам предприятия, по которым она реализуется на сторону.

Валовая продукция ВП более полно по сравнению с товарной продукцией характеризует объем работ, выполненных предприятием.

В ВП включаются: 1)стоимость товарной продукции; 2) прирост или убыль стоимости полуфабриката на складах предприятия; 3) прирост или убыль стоимости незавершенного производства.

Зависимость между валовой и товарной продукцией имеет вид:

ВП = ТП + ПФн -ПФк + НПн - Нпк,

где ПФн и Пфк - остатки полуфабриката на начало и конец планового периода;

НПн и НПпк - остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Если на предприятии не создаются межпроизводственные запасы полуфабриката или таковые отсутствуют, то составляющая полуфабриката исключается из формулы. Что касается изменения объема незавершенного производства, следует помнить, что объем незавершенного производства зависит от длительности производственного цикла. Поскольку эта величина практически из года в год не изменяется, то НПн = НПк, и изменение остатков незавершенного производства также не входит в формулу.

В случае, если предприятие не имеет дела с давальческим сырьем, зависимость между ВП и ТП принимает вид

ВП=ТП

Реализованной считается та продукция (РП), которая должна быть отгружена потребителям в плановом периоде вне зависимости от времени ее производства и стоимость которой включается в сумму реализации. При расчете РП используется балансовый принцип. Баланс производства и реализации товарной продукции имеет вид:

ТП + ОСн + ОПн = РП + ОСк +Опк,

где ОСн и Оск - остатки готовой продукции на складах предприятия на начало и конец планового периода,

ОПн и ОПк - остатки счетов на отгруженную, но неоплаченную продукции (в пути) на начало и конец планового периода.

Таким образом, реализованная продукция рассчитывается:

РП = ТП + (OCн - Оск) + (ОПн + ОПк)

Объем реализованной продукции планируется и учитывается в действующих оптовых ценах предприятия. Для анализа и определения темпов роста РП используются сопоставимые цены. Кроме того, следует держать под постоянным контролем величину остатков готовой продукции на складе и поступление денег за отгруженную продукцию.

Планирование производственной мощности.

Определение объема производства требует предварительного расчета производственной мощности предприятия и установления степени ее использования.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

Применяется несколько понятий, характеризующих производственные мощности:

- входящая производственная мощность - мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода;

- выходящая производственная мощность - это мощность на конец года, определяемая суммированием входящей и вводимой мощностей за вычетом выбывающей;

- проектная производственная мощность- предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

Для определения соответствия производственной программы производственной мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность по формуле:

Мсг=Мн+ Мвв*н /12 – Мвыб* (12-н1),

где Мвв и Мвыб- вводимые и выбывающие производственные мощности,

н и н1- количество месяцев эксплуатации вводимых и выбывающих производственных мощностей.

Уровень использования производственных мощностей определяется коэффициентом фактического использования производственной мощности:

Ки= П/ Мсг,

где П-количество фактически выработанной продукции в течении года

Пути улучшения использования производственной мощности:

- повышение степени загрузки оборудования во времени;

- модернизация действующих машин и оборудования;

- установление оптимального режима работы оборудования;

- повышение удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.

Лекция 6. Планирование технического развития производства и материально-технического обеспечения

1. Основные направления мероприятий плана технического развития.

2. Определение экономической эффективности мероприятий плана.

3. Нормирование расхода ресурсов.

4. Планирование потребности в материально-технических ресурсах. Состав производственного запаса.

1. Основные направления мероприятий плана технического развития.

Планирование технического развития - это процесс согласования во времени, месту и ресурсам проведения мероприятий, направленных на совершенствование производственно-технического аппарата предприятия, а также определение влияния эффекта мероприятий на результаты деятельности предприятия.

Основные направления мероприятий плана:

1) создание новой и модернизация выпускаемой продукции, повышение ее качества;

2) внедрение прогрессивных технологических процессов и безотходных технологий,

3) внедрение новых видов оборудования, комплексная механизация и автоматизация производства,

4) снижение материало и энергоемкости продукции,

5) внедрение АСУ,

6) научная организация труда,

7) охрана окружающей среды.

2. Определение экономической эффективности мероприятий плана.

На предприятиях разработка планов технического развития, как правило, является функцией технических отделов, здесь же проводятся расчеты экономической эффективности мероприятий. Обычно в техническом отделе определяется годовой экономический эффект, работников же экономических отделов должен интересовать прежде всего хозрасчетный эффект.

В условиях становления рыночных отношений особенно актуальна проблема поиска наиболее эффективных путей развития производства, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. Именно поэтому необходим своевременный и качественный расчет экономической эффективности всех мероприятий плана технического развития.

Под эффективностью понимается превышение результатов над затратами. Выделяют эффективность экономическую, социальную, политическую и др. Экономическая эффективность определяется по трем направлениям: сначала рассчитывается сравнительная эффективность, затем абсолютный эффект и наконец -хозрасчетный. Определение каждого из этих видов экономической эффективности имеет свое назначение.

Сравнительная эффективность позволяет осуществить выбор одного из нескольких возможных вариантов технического решения конкретной производственной задачи

При расчете сравнительной эффективности выбираются варианты из потенциально возможных. По каждому из них определяются затраты и экономический эффект. В качестве критерия сравнительной эффективности могут выступать два показателя: максимальный экономический эффект или минимум приведенных затрат.

Экономический эффект 3t определяется по формуле:

Эt = Pt - 3t,

где Pt - стоимостная оценка результатов осуществления мероприятия за расчетный период;

3t - стоимостная оценка затрат на мероприятие за расчетный период.

При выборе варианта технического решения на основе приведенных затрат они рассчитываются по каждому из вариантов, и тот вариант, для которого эти затраты минимальны, считается наиболее эффективным. Приведенные затраты определяются по формуле:

Сi+Ен Кi,

где Сi - себестоимость единицы продукции по i-ому варианту;

Кi- удельные капитальные вложения;

Ен - нормативный коэффициент капитальных вложений (Ен =0,15 или 0,1).

Затраты Сi+ЕнКi называются приведенными потому, что единовременные капитальные затраты К приводятся к текущим затратам С через нормативный коэффициент Ен. Величина Ен = 0,15 (или 0,1) показывает, что каждый рубль капитальных вложений должен дать минимум 15 (или 10) копеек прибыли. Ен есть величина, обратная нормативному сроку окупаемости. Нормативный срок окупаемости равен 1/Е = 1/0,15 = 6,6 года.

После выбора одного из нескольких возможных вариантов решений целесообразно сравнить его с действующим на производстве на основе расчета годового экономического эффекта Э

Э = {(Сд+ЕнКд) - (Спр+ЕнКпр)}Апр

где Сд и Кд - себестоимость и удельные капитальные вложения по действующему варианту;

Спр и К пр - то же по проектному варианту; Апр - годовой выпуск продукции по проектному варианту.

Абсолютный эффект Ер по выбранному варианту определяется по формуле

Ер=Ппр/Кпр,

где Ппр - годовая прибыль по проектному варианту;

Кпр - капитальные вложения.

Ер показывает, какую прибыль "приносит" каждый рубль капитальных вложений; эту величину сравнивают с Ен, и если Ер> Ен,то выбранный вариант с народнохозяйственной точки зрения считается эффективным.

Величина, обратная Ер, есть срок окупаемости капитальных вложений. Хозрасчетный эффект показывает величину прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия, (общая прибыль за вычетом всех выплат в бюджет).

При определении хозрасчетного срока окупаемости Тхр следует исходить из того, что предприятие имеет два источника воспроизводства основных фондов: фонд развития производства (ФРП) и амортизационные отчисления АО (в сумме - фонд накопления). Исходя из этого он определяется по формуле

К

Тхр = ----------------

ФРП +АО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: