Она рассматривает проблемы соотношения разума и веры.
В это время церковь, религия занимали господствующее положение. Философия вынуждена была существовать в условиях всевластия церкви. Философы смогли заниматься своим делом, только совмещая его с деятельностью в качестве священников, аббатов, епископов и т.д. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монашеских школ. Философия стала «служанкой богословия», занималась толкованием священных религиозных текстов, стала третьестепенной наукой. Средневековая философия первопричиной всего считала Бога. Человек создан Богом по образу и подобию, своему. Однако природа человека двойственна. В нем есть душа - нечто божественное, духовное, и тело - греховное, внушенное дьяволом. Для преодоления греховности человеку нужна поддержка религии, церкви.
Августин Блаженный в своем известном труде «О граде Божьем» предложил первый вариант периодизации всемирной истории, которая началась с наказания людей за первородный грех и закончится после длительного времени искупления этого греха отделением праведников от грешников в день страшного суда, когда каждому будет воздаяние по заслугам.
|
|
Философия Фомы Аквинского представляет собой как бы энциклопедию официальной католической, религиозной идеологии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила его после смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях как единственно правильную.
Фома Аквинский главное внимание уделял рациональным (рацио – разум) доказательством существования Бога. С этой целью он разработал пять доказательств:
-первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, причём каждая движущая вещь имеет свой источник движения. Должен быть некий первоисточник, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.
-второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог.
-третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог.
-четвёртое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней, которая более совершенна, чем предыдущая, однако в пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.
|
|
-пятое доказательство основывается на понятие целесообразности.
Окружающий нас огромный мир един, целесообразен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог.
Главная его заслуга - разработка им проблемы соотношения веры и разума в познании: есть истины, которые можно познать с помощью веры, а есть истины, которые можно познать с помощью разума. Эта концепция впервые обосновала возможность компромисса между религией и наукой.
3 Философия эпохиВозрождения (XV – XVII В. В.)
Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) и значительным ростом её авторитета. В XV в. шло активное развитие натурфилософии – философии природы.
На смену средневековым идеям о божественном происхождении общества и государства стали приходить идеи гражданского общества, государства, как возникающих не из божественной воли, а из реальных потребностей людей.
Эти идеи впервые обосновал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли.
По Макиавелли, государство возникает не по воле Бога, а из потребностей людей, их заинтересованности в сохранении своей собственности, имущества, жизни друг от друга. Ведь люди, учил Макиавелли, по своей природе порочны, корыстолюбивы, жестоки и склонны к обману. Чтобы обуздать эти порочные, присущие людям свойства, нужна сильная государственная власть, сосредоточенная в руках правителя. Хозяином государства должна быть имущая часть населения, собственники. В своей работе «О Государе» Макиавелли изложил правила государственной деятельности:
Первое - подчинить все силы и средства правителя главной цели - созданию и укреплению единого, мощного государства.
Второе - для обеспечения этой цели можно использовать любые средства. Идеальный правитель – это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать поданных в страхе. Политическим идеалом для Маккиавели была Римская республика. При республиканской форме правления каждый гражданин несёт ответственность за судьбу государства. Но в современных ему условиях наилучшей формой правления он считает наследственную монархию.