Человек и история. Общество и его философский анализ

1.Сущность общественной жизни людей.

Осмысление исторического процесса имеет давнюю философскую традицию. Еще 2,5 тысячи лет назад философы пытались выяснить, что определяет все изменения общественной жизни людей и в чем заключатся цель и смысл исторического процесса.

Наиболее простым и понятным было религиозное (объективно-идеалистическое) понимание истории.

Главная движущая сила истории – бог – считали представители христианской философии. Все зависит от воли бога, весь ход истории заранее предопределен им, вмешательство людей в исторический процесс только искажает божественное предопределение. Эта теория часто дополняется фатализмом, т.е. верой в судьбу, которую никакими действиями человека изменить нельзя.

С точки зрения Гегеля ход истории определяется развитием абсолютной идеи.

Субъективно-идеалистическая точка зрения отрицает объективные закономерности в историческом процессе и придает главное значение действиям великих исторических личностей, чьи поступки, желания определяют развитие истории. Эту точку зрения разделяют многие современные партии мира, в том числе в России.

Направление, которое в основу развития истории ставит волю великих исторических личностей, называется волюнтаризмом.

Сторонники географического детерминизма считают, что история общества во многом определяется природными факторами (географическим условиями).

Материалистическая точка зрения объясняет развитие общества развитием его материального производства; либо экономикой (марксисты), либо изменениями техники (Д.Белл, Ростоу).

В настоящее время популярной является теория, по которой история рассматривается как переплетение различных взаимодействующих факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказывается сильнее других и выступает в качестве решающей стороны общественного развития. Этим фактором может быть и экономика, и политика, и мораль, и право, и любой другой вид деятельности. Этот фактор меняется.

2. Смысл и направленность исторического процесса.

Русский философ Бердяев в работе «Смысл истории» писал, что история имеет смысл лишь в этом случае, если имеет свое начало, свое развитие и свой конец. Под концом истории он понимал достижение высшей совершенной формы общества.

Мысль о конце истории еще раньше высказал Гегель. В некий момент история обязательно достигнет кульминации, когда окончательно победит разум и совершенная форма общества. Такой момент, по его мнению, был связан с прусской монархией.

Маркс тоже внес вклад в теорию начала и конца истории, но он говорил о конце не истории, предыстории, т.к. подлинную историю он связывал с построением коммунизма.

Вопросы истории и ее смысла занимают важное место в философии Ясперса. История общества отличается от истории природы, ибо история общества – в людях наделенных сознанием, без них истории не будет.

Ясперс был против тех, кто рассматривал мировую историю как хаотичное нагромождение случайных событий, как смену одних исторических катастроф другими.

Человек стремится к объединению с другими людьми и на этой основе может складываться взаимопонимание людей, единство их истории. История общества – это результат взаимодействия различных культур.

Важным является вопрос о направленности исторического процесса. Можно выделить две основные концепции:

  1. Теория общественного круговорота (или локальных цивилизаций и культур).
  2. Теория общественного прогресса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: