Теория многолинейного развития

(Ясперс, Вебер)

К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории:

1.Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновения речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда человек только становится человеком.

2.Существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например, древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д.

3.Осевое время, когда полностью формируется подлинный человек.

4.Научно техническая эпоха.

Что же такое осевое время,о котором упоминает Ясперс? Он писал что около 500 лет до н.э в истории произошел резкий поворот, как бы повернулась ось истории.

Почти одновременно на Западе, в Китае и Индии возникли крупные философские школы, и появились великие мыслители. В Китае - Конфуций и Лао-Цзы, в Индии - Будда, в Греции Геракл и Платон. Но главная суть поворота заключалась в том, что человек вдруг начал осознавать себя стоящим перед всей целостностью мира. Раньше он видел только какой-то кусочек его. А тут мир распахнулся перед ним, и он увидел в нем себя, такого маленького, увидел границы и почувствовал беспредельность окружающего. Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. Именно в это время человек стал задавать радикальные вопросы, именно в это время, считал Ясперс, были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Человек теперь уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя. В осевое время произошло открытие того, что потом стало называться личностью.

Народы, которые не восприняли идею осевого времени остались на уровне «природного» существования: они изменяются, развивают и деградируют, но все эти изменения совершаются очень медленно, кажется, что все эти народы спят. В этом смысле развитие общества, по Ясперсу многолинейно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: