Слово культура имеет латинское происхождение и означает «возделывание земли».
В настоящее время понятия культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные друг другу. Термин «цивилизация» применяется, как правило, для обозначения конкретного уровня развития культуры. Ученые 19 начала 20 вв. пришли к выводу, что процесс культуры идет в направлении от дикости к варварству, а от него к цивилизации.
Нижней границей цивилизации американский историк Морган считал изобретение письменности. В то же время появилась теория, в которой подчеркивалась роль климата и других географических условий в формировании культуры и цивилизации. В работе Шпенглера («Закат Европы») дается другое понимание соотношения культуры и цивилизации.
Шпенглер считал, что каждая культура уникальна и. неповторима, имеет свою судьбу и что она представляет собой основную форму жизни, поэтому как все живое, она возникает, растет, расцветает и умирает. Концом развития любой культуры Шпенглер считал наступление цивилизации, которая характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, но упадком в области литературы и искусства.
Примерно эти же позиции отстаивал Арнольд Тойнби. В отличие от Шпенглера он считал, что цивилизация – это не всегда эпоха деградации и упадка. Он считал, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на вызов истории (природные явления, общественные потрясения). Однако, когда общество не в состоянии дать такой ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и погибает. По мнению Тойнби, в современном мире существуют одновременно 5 цивилизаций: китайская, исламская, индийская, русская, западная.
Каждая из бывших и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель.
В наше время, считает Тойнби, все философы должны разработать общую для всех теорию смысла жизни, ее самоценности и неповторимости.
Существуют различные точки зрения о причинах возникновения цивилизации:
-1-я объясняет ее возникновение с позиции религии;
-2-я - представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на особенности цивилизации оказывают географические условия существования того или иного народа;
-Гумилев, исследуя историю происхождения этноса, утверждает, что свое
начало этносы получили из космоса;
-современные исследователи рассматривают цивилизацию как нечто
внешнее по отношению к человеку, в то время как культура является его
внутренним достоянием.
Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре. В настоящее время используется теория, в которой делается попытка рассмотреть жизнь современного человека с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном обществе культур - с позиции единых мировых цивилизаций.
С этой же точки зрения разрабатываются прогнозы развития человека и культуры XXI века. Ученые считают современную цивилизацию техногенной, а науку и технику - условиями прогресса. Вместе с тем, все больше привлекают ценности гуманизма. В будущем человечество должно ограничить потребление и численность населения мира. Люди должны научиться жить вместе.
4. Биосферная теория культуры. Человек и будущие космические цивилизации
Русские ученые Циолковский, Чижевский, Вернадский первыми обратили внимание на тесную связь между историей человечества и космическими явлениями и геологическими процессами, происходящими на планете Земля.
Циолковского интересовала проблема контакта с представителями других миров и взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Он считал, что
ноля человека, его мысли, переживания, истины, заблуждения - это также голос Вселенной. Человечество составляет ничтожно малую часть всех разумных существ, населяющих космос. Уже современное человечество в со-
стоянии выйти в космос, а затем начать расселение по Вселенной. Так считал
Циолковский..
Чижевский создал теорию, раскрывающую взаимодействие космических процессов и исторических процессов на Земле.
В своей работе «Эхо солнечных бурь» ученый подчеркивает зависимость человечества от ближнего и дальнего космоса. Чижевский делает вывод: жизнь в большей степени явление космическое, чем земное. Он высказал идею зависимости человеческой истории от периодичности космических факторов. Он писал, что государственная власть должна знать о состоянии светил. Изучая старинные летописи и хроники, он заметил, что крупные общественные или военные события совпадают с прохождением больших солнечных пятен через его центральный меридиан. Он считал, что имеется связь периодичности изменений солнечной активности с настроением и поведением масс: бушует природа солнца и Земли - волнуются и люди.
Чижевский считал, что от космических и солнечных факторов зависит частота преступлений и несчастных случаев, рождаемость на Земле, распространение эпидемий.
Сейчас уже очевидно, что действительно имеется одиннадцатилетний цикл солнечной активности.
Многие кривые эпидемии совпадают с кривыми солнечной активности.
Ученые надеются, что в будущем люди отыщут пути гармонизации жизни людей и космических процессов.
Вернадский подчеркивает, что ноосфера является последней из многих состояний эволюции биосферы, когда человек становится могучей и всерастущей геологической силой. Он верил, что у нашей цивилизации есть перспектива перерасти в космическую.
Сторонники идеи переселения человечества на другие планеты, другие галактики мечтают спастись от хаоса, созданного человеком на земле. Однако многие ученые предостерегают от этих иллюзий. Сначала следует привести в порядок нашу планету.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: