Культура и цивилизация. Человек и культура XXI века

Слово культура имеет латинское происхождение и означает «возделыва­ние земли».

В настоящее время понятия культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные друг другу. Термин «цивилизация» применяется, как правило, для обозначения конкретного уровня развития культуры. Ученые 19 начала 20 вв. пришли к выводу, что процесс куль­туры идет в направлении от дикости к варварству, а от него к цивилизации.

Нижней границей цивилизации американский историк Морган считал изобретение письменности. В то же время появилась теория, в которой под­черкивалась роль климата и других географических условий в формировании культуры и цивилизации. В работе Шпенглера («Закат Европы») дается дру­гое понимание соотношения культуры и цивилизации.

Шпенглер считал, что каждая культура уникальна и. неповторима, имеет свою судьбу и что она представляет собой основную форму жизни, поэтому как все живое, она возникает, растет, расцветает и умирает. Концом развития любой культуры Шпенглер считал наступление цивилизации, которая харак­теризуется высоким уровнем развития науки и техники, но упадком в области литературы и искусства.

Примерно эти же позиции отстаивал Арнольд Тойнби. В отличие от Шпенглера он считал, что цивилизация – это не всегда эпоха деградации и упадка. Он считал, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в со­стоянии давать ответы на вызов истории (природные явления, общественные потрясения). Однако, когда общество не в состоянии дать такой ответ и при­бегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и погибает. По мнению Тойнби, в современном мире существуют одновременно 5 цивилиза­ций: китайская, исламская, индийская, русская, западная.

Каждая из бывших и ныне существующих цивилизаций проходит одина­ковые стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель.

В наше время, считает Тойнби, все философы должны разработать об­щую для всех теорию смысла жизни, ее самоценности и неповторимости.

Существуют различные точки зрения о причинах возникновения цивили­зации:

-1-я объясняет ее возникновение с позиции религии;

-2-я - представители географического детерминизма считают, что решаю­щее воздействие на особенности цивилизации оказывают географические ус­ловия существования того или иного народа;

-Гумилев, исследуя историю происхождения этноса, утверждает, что свое
начало этносы получили из космоса;

-современные исследователи рассматривают цивилизацию как нечто
внешнее по отношению к человеку, в то время как культура является его
внутренним достоянием.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре. В настоящее время используется теория, в которой делается попытка рас­смотреть жизнь современного человека с точки зрения общемировых мас­штабов, а множество существующих в современном обществе культур - с по­зиции единых мировых цивилизаций.

С этой же точки зрения разрабатываются прогнозы развития человека и культуры XXI века. Ученые считают современную цивилизацию техногенной, а науку и технику - условиями прогресса. Вместе с тем, все больше привлека­ют ценности гуманизма. В будущем человечество должно ограничить потреб­ление и численность населения мира. Люди должны научиться жить вместе.

4. Биосферная теория культуры. Человек и будущие космические цивилизации

Русские ученые Циолковский, Чижевский, Вернадский первыми обрати­ли внимание на тесную связь между историей человечества и космическими явлениями и геологическими процессами, происходящими на планете Земля.

Циолковского интересовала проблема контакта с представителями дру­гих миров и взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Он считал, что
ноля человека, его мысли, переживания, истины, заблуждения - это также го­лос Вселенной. Человечество составляет ничтожно малую часть всех ра­зумных существ, населяющих космос. Уже современное человечество в со-
стоянии выйти в космос, а затем начать расселение по Вселенной. Так считал
Циолковский..

Чижевский создал теорию, раскрывающую взаимодействие космиче­ских процессов и исторических процессов на Земле.

В своей работе «Эхо солнечных бурь» ученый подчеркивает зависимость человечества от ближнего и дальнего космоса. Чижевский делает вывод: жизнь в большей степени явление космическое, чем земное. Он высказал идею зависимости человеческой истории от периодичности космических факторов. Он писал, что государственная власть должна знать о состоянии светил. Изучая старинные летописи и хроники, он заметил, что крупные об­щественные или военные события совпадают с прохождением больших сол­нечных пятен через его центральный меридиан. Он считал, что имеется связь периодичности изменений солнечной активности с настроением и поведени­ем масс: бушует природа солнца и Земли - волнуются и люди.

Чижевский считал, что от космических и солнечных факторов зависит частота преступлений и несчастных случаев, рождаемость на Земле, распро­странение эпидемий.

Сейчас уже очевидно, что действительно имеется одиннадцатилетний цикл солнечной активности.

Многие кривые эпидемии совпадают с кривыми солнечной активности.

Ученые надеются, что в будущем люди отыщут пути гармонизации жиз­ни людей и космических процессов.

Вернадский подчеркивает, что ноосфера является последней из многих состояний эволюции биосферы, когда человек становится могучей и всерастущей геологической силой. Он верил, что у нашей цивилизации есть пер­спектива перерасти в космическую.

Сторонники идеи переселения человечества на другие планеты, другие галактики мечтают спастись от хаоса, созданного человеком на земле. Одна­ко многие ученые предостерегают от этих иллюзий. Сначала следует привести в по­рядок нашу планету.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: