Финансовые посредники

В специальной литературе встречается различное понимание сущности функционирования финансовых посредников. Мнения ученых-экономистов представим в таблице 10.2.2.

Таблица 10.1.2 – Определение понятия «финансовые посредники»

У. Ф. Шарп, Г. Дж. Александер, В. Дж. Бейли Финансовые посредники или финансовые институты представляют собой организации, которые выпускают финансовые обязательства (требования к себе) и продают их как активы за деньги
З. Боди и Р. Мертон Подчеркивают, что финансовыми посредниками являются фирмы, «… главная функция которых заключается в обеспечении клиентов финансовыми продуктами с большей эффективностью, чем они могли бы получить от своих непосредственных операций на финансовом рынке»
Р. Шмалензи, С. Фишер, Р. Дорнбуш «Финансовые посредники – это институты… между кредиторами и заемщиками. Занимая деньги от своего имени, они потом представляют эти деньги от своего имени другим заемщикам»
Дж.К. Ван Хорн «Финансовые посредники трансформируют средства таким образом, чтобы обеспечить наибольшую привлекательность своих ценных бумаг для инвесторов», т.е. «… приспосабливают номинал и тип ценных бумаг, которые они выпускают, к пожеланиям инвесторов»
О. Мертенс Ключевым признаком, отличающим финансовый институт от какой-либо иной организации, является то, что его активы исключительно состоят из финансовых инструментов

Финансовые посредники являются специализированными профессиональными операторами рынка финансовых услуг – кредитно-инвестиционными учреждениями, которые предлагают и реализуют финансовые услуги как особый товар на условиях ведения исключительных и объединенных видов деятельности, что отмечается в лицензионных документах.

Классификация видов финансовых посредников не является типовой для всех стран и зависит от:

1) общего уровня экономического развития и практических потребностей;

2) является продуктом экономической истории;

3) тяготеет к национальным традициям ведения бизнеса, деловой психологии, уровня финансовой культуры и других факторов.

Классификация финансовых посредников в разных странах отражена в таблице 10.1.3.

Таблица 10.1.3 – Классификация финансовых посредников в разных странах

США Европа, Япония Украина
- депозитные учреждения; - недепозитные учреждения; - финансовые учреждения федерального правительства - банковские учреждения; - небанковские учреждения - банковские учреждения: универсальные и специализированные банки; - небанковские учреждения: институты совместного инвестирования, страховые компании, пенсионные фонды, компании по управлению активами, кредитные союзы, ломбарды и др.

Такая классификация финансового посредников объясняется отсутствием единой модели организации финансового сектора в разных странах. В современных условиях сложились следующие модели структурной организации финансового посредничества:

· рыночно ориентированная модель (США, Канада, Австралия, Сингапур и др.);

· банковско-ориентированная модель (Германия, Австрия, Франция, Италия, Португалия, Норвегия и др.);

· смешанная модель (Голландия, Дания, Швейцария, Япония, Новая Зеландия и др.).

Каждая из моделей характеризуется определенным кругом профессиональных участников, специализацией финансовых посредников по проведению финансовых операций и их объемами, особенностями законодательного регулирования деятельности субъектов финансового сектора, доминированием тех или иных финансовых учреждений на рынке, спецификой финансирования экономического развития страны.

Соответственно первым двум моделям можно выделить и два подхода к классификации финансовых посредников: институциональный и по сферам профессиональной деятельности. Классификация в соответствии с этими подходами представлена на рисунке 10.1.1.

Рисунок 10.1.1 - Классификация финансового посредничества

Роль финансовых посредников как институтов экономического развития, по мнению В.В.Корнеева, проявляется в выполнении следующих функций:

1) консолидация (аккумулирование) сбережений индивидуальных инвесторов в единый пул и последующее диверсифицированное вложение накопленного капитала в разные проекты с перспективной капитализацией;

2) повышение ликвидности рынков путем профессионального портфельного управления доверенными и приобретенными активами;

3) обеспечение равновесия на рынке через согласование предложения и спроса на финансовые ресурсы в пространстве и во времени;

4) перераспределение и снижение финансовых рисков (диверсификация активов и профессиональное управление ими)

5) спецификация прав собственности клиентов-доверителей (исключительная функция) [39].

Институционализация финансового посредничества, являясь процессом становления институтов рынка финансовых услуг в соответствии с потребностями его участников, предусматривает:

· создание и развитие финансовых структур (институциональных единиц сектора финансовых корпораций) одновременно с функционированием саморегулирующихся организаций и государственных регуляторных органов;

· преобладание институциональных участников-инвесторов, кредиторов и реципиентов капитала над индивидуальными, что свидетельствует о зрелости корпоративных вариантов размещения активов и профессиональном управлении финансовыми ресурсами;

· расширение организованных форм установления и реализации соглашений финансового сервиса, что означает их легитимность и прозрачность намерений соответствующих участников;

· создание - сегментацию отдельных видов профессиональной деятельности финансовых посредников;

· внедрение разных институциональных ограничений, представленных в формальных и неформальных правилах поведения участников рынка [ ].

Основное функциональное назначение рынка финансовых услуг и финансовых посредников, как основных субъектов данного рынка, заключается в трансформации финансовых ресурсов из состояния потенциального их использования в продуктивный организованный оборот. Другими словами, с использованием инструментов рынка финансовых услуг ресурсы из состояния статики (обездвижения, ожидания) переходят в состояния динамики. При том ресурсы в движении приобретают признак капитала – самовозрастающей стоимости. Результатом функционирования рынка финансовых услуг является финансовая услуга как особая форма товара. Законодательством Украины предусмотрены следующие виды финансовых услуг: выпуск платежных документов, платежных карточек, дорожных чеков; клиринговые операции; деятельность по обмену валют; доверительное управление имуществом; финансовый лизинг; привлечение финансовых активов на условиях последующего их возврата; предоставление средств взаймы, в том числе на условиях финансового кредита; выдача гарантий и поручительств; денежные переводы; услуги по страхованию и накопительному пенсионному обеспечению; факторинговые операции; торговля ценными бумагами.

Профессиональная деятельность финансовых институтов проявляется двояко:

· как целенаправленный труд;

· как своеобразная форма обслуживания других участников рынка (клиентов) путем предоставления им необходимых услуг. В последнем случае речь идет о труде в сфере финансового сервиса, где услуга относится к нематериальным экономическим продуктам, общественная полезность которых обусловлена соответствующими общественными потребностями.

В отечественном законодательстве термин «финансовая услуга» трактуется как «…операция с финансовыми активами». Следует отметить, что финансовая услуга всегда является предметом отношений между финансовым посредником и клиентом. А финансовая операция является действием только одной из сторон сделки – финансового посредника. Поэтому услуга выступает результатом выполнения операции и характеризуется признаками: договорной характер, абстрактность, дискретность спроса, направленность на удовлетворение потребности потребителя услуги, платность, регулируемость. Финансовая операция является составляющей финансовой услуги, т.е. услуга может включать несколько операций, в том числе и дополнительных. Финансовая операция конкретна и не делится на части, а финансовая услуга имеет признаки товара и отображается в тарифах. Соответственно операция имеет стоимость, а услуга – потребительную стоимость. Продукт и услуга выступают как форма и содержание в диалектическом единстве. Если услуга - это деятельность, то продукт – это результат (материализация) деятельности. Один финансовый продукт может быть формой выражения нескольких услуг (например, пластиковая карта).

На рисунке 10.1.2 представлена взаимосвязь понятий «операция-услуга-продукт».

Финансовые услуги могут быть классифицированы по нескольким признакам:

· по экономическому содержанию – кредитные услуги, депозитные услуги, торговые и конверсионные услуги, платежные услуги, комиссионные услуги; агентские услуги, страховые услуги, гарантийные услуги, доверительные услуги, услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, лотерейные услуги, ломбардные услуги, услуги с ценными бумагами, факторинговые услуги, лизинговые услуги;

· по потребителям финансовых услуг – физическим и юридическим лицам, государственным органам; резидентам и нерезидентам;

· по степени распространения финансовых услуг – традиционные и новые финансовые услуги;

· по признаку платности – платные и бесплатные финансовые услуги.

Покупая финансовую услугу, их потребители обеспечивают получение финансовыми учреждениями процентных, торговых и комиссионных доходов. Цена финансовой услуги и продукта находится в прямой зависимости от уровня затрат на ее реализацию, конкуренции между финансовыми посредниками, от степени развития рынка той или иной услуги, от применяемых финансовых и информационных технологий.

Рисунок 10.1.2 – Взаимосвязь понятий «операция-услуга-продукт» по Масленченкову


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: