Белым по белому

Висят на каждой елочке

Снегвоздики, снеголочки.

И снеголовая сосна

Стоит прямее дротика.

Сугробовая тишина.

Снеграфика.

Снеготика.

(Н. Моршен)

10. Составьте предложения, употребляя в качестве прилагательных и существительных слова сладкое, больной, учительская.

11. Найдите в газетных текстах по 2-3 слова, образованные способами универбации, адъективации, слиянием, редеривации. Выполните словообразовательный анализ двух слов, образованных разными способами.

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете способы словообразования без участия морфем? Приведите примеры.

2. Что понимается под морфолого-синтаксическим способом словообразования? Что считается формантом у дериватов, образованных этим способом? Приведите примеры. Какие его разновидности вы знаете? Как разграничить диахронные и синхронные явления в этом случае?

3. Что понимается под лексико-синтаксическим способом? Какие еще термины используются для обозначения этого явления? На чем базируются эти названия? Какие вы знаете приемы и методы разграничения сложения и сращения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

4. Какой позиции вы придерживаетесь относительно выделения лексико-семантического способа словообразования? Назовите лингвистов, придерживающихся той же точки зрения, и их аргументы.

5. Что такое калькирование? Приведите примеры разных типов калек.

6. Почему калькирование, обратное словообразование, замещение морфем часто не выделяют в качестве словообразовательных способов? Расскажите о каждом из этих способов, приведите примеры.

7. Что понимается под универбацией? Как вы считаете, одинаково ли этот способ продуктивен во всех сферах современного русского языка?

8. При характеристике каких способов словообразования особенно актуальны проблемы диахронии и синхронии?

Тема 9. Активные процессы современного словопроизводства

Содержание

1. Проблемы словотворчества: каноническое, потенциальное, окказиональное слово.

2. Детские словообразовательные инновации.

3. Активизация базовых основ словопроизводства.

4. Активизация словообразовательных типов.

5. Активизация способов словообразования.

Литература

Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2002. § 77. С.183-191.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. Гл. IX С. 217-226, гл. X С. 227-240.

Современный русский язык: Учебник/Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1997. § 43-44 с. 404-408, § 47 с. 412-416.

Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.,1996.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992

Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.

Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973.

Лыков А.Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово. М., 1975 (о признаках окказионального слова).

Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов-на-Дону, 1986.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.

Детские словообразовательные инновации / Сост. С.Н. Цейтлин. Ленинград, 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: