Личностные качества педагога

К. Д.Ушинский был убежден, что «в воспитании все дол­жно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М. 1953. - Т. 1,-С. 266).

Педагог, в том числе и молодой специалист, только-толь­ко окончивший колледж, вуз, выступает как целостная лич­ность с особым складом ума, индивидуальными особен­ностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, зас­тавляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти ка­чества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспе­чивая ее успешность, приобретают специфическую профес­сиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация функций тренирует и развивает профессионально необхо­димые качества.

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность. Это комплекс психологи­ческих установок на работу с детьми, профессионально ори­ентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характе­ризует определенное отношение к обществу, природе, окру­жающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним. «Лю­бите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педаго­га, - любите ребенка!» - такую заповедь профессиональной деятельности предложил усвоить студентам, будущим педа­гогам, Ш.А. Амонашвили.

В работе с детьми раннего и дошкольного возраста лю­бовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следова­тельно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т. е. на действенное проявление любви.

Высокая общая и профессиональная культура, интелли­гентность, моральная чистота, гражданская ответствен­ность в наибольшей степени важны для современного пе­дагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требователь­ная доброта, душевная щедрость, справедливость, органи­зованность и многое другое. Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состо­ит в большой нагрузке на его психофизиологический аппа­рат. Поэтому к профессионально значимым качествам вос­питателя дошкольного учреждения относятся работоспо­собность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

Педагогу важно развивать у себя способность к пони­манию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкурку ребенка» (образное и удивительно меткое выраже­ние Н.К.Крупской). Психологи это качество называют эмпатией (постижение эмоциональных состояний другого че­ловека в форме сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие измене­ния в поведении малыша, который еще не может высказы­вать словами свои желания, чувства.

Педагогический такт (от лат. tactus - прикосновение, ощу­щение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доб­роты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и стро­гости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участни­кам воспитательного процесса, тактичный педагог прояв­ляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отли­чается от бестактности естественностью и простотой обра­щения, не допускающей фамильярности; иронией и юмо­ром без насмешливости; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздра­жительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержан­ность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Педагогическая зоркость проявляется в способности пе­дагога фиксировать существенное в развитии ребенка, пред­видеть перспективы, динамику в становлении личности каж­дого воспитанника и детского коллектива в целом. Пока­зателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. Зоркий педагог не прервет взвол­нованное высказывание ребенка репликами типа «Понят­но, все ясно!», поймет мотив детского вопроса «Вы боитесь темноты (грозы, прививки и т.д.)?» как крик о помощи, об эмоциональной поддержке. Напротив, по внешним призна­кам в поведении ребенка педагог понимает изменения в его настроении, умеет «читать» его эмоции, переключает с од­ного вида деятельности на другой, предупреждая негатив­ные формы поведения.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в резуль­тативность образовательной работы. Суть такого оптимизма сформулирована в педагогических заповедях Ш, А. Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в на­уку». Педагогу, любящему детей, свойственна настроен­ность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует рас­крытию личного потенциала у детей. Педагог подбадрива­ет и поощряет ребенка в его стремлении быть хорошим. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Он знает, что воспитание маленького ре­бенка - длительный процесс, в котором бывают свои «при­ливы» и «отливы», но залог успеха - опора на положитель­ное в поведении, деятельности, чувствах малыша. Педагог- оптимист не может плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, призывать их «принять меры» и т. п. Педагоги­ческий оптимизм проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой, в чувстве юмора, жизнерадостности.

Культура профессионального общения предполагает орга­низацию правильных взаимоотношений в системах «педа­гог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, ува­жение к ним, создание положительного микроклимата.

У молодого специалиста наибольшие трудности вызы­вает общение с родителями. Для преодоления этих трудно­стей важен психологический настрой педагога на сотруд­ничество с семьей, осознание необходимости обрести дове­рие родителей, расположить их к дошкольному учреждению вниманием, теплом, доброжелательностью, заботливостью по отношению к ребенку. Доверие родителей - первый «кир­пичик» в завоевании педагогом авторитета. Он будет креп­нуть в глазах родителей, воспитанников, коллег по мере того, как они «откроют» в педагоге его высокие нравствен­ные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную раз­витость, преданность профессии. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает ав­торитет родителей, коллег.

Успех в деятельности педагога во многом связан со спо­собностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и не­удач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении де­тей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. При этом следует придер­живаться правила: причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

В заключение следует напомнить, что в становлении профессиональных качеств очень велика роль самовоспи­тания. Если молодой педагог осознает, что то или иное ка­чество «западает», недостаточно развито, а стремление к самосовершенствованию налицо, то работа над собой при­ведет к успеху. Помощью и поддержкой станут психолого- педагогические, методические знания, обращение к опыт­ным коллегам, тренинги и упражнения.

Как отмечалось выше, деятельность педагога до­школьного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Услов­но эти умения делятся на гностические, конструктив­ные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А. Панько).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: