Общая подготовка детей к школе

При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть школе организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведени­ем и деятельностью, знать и соблюдать правила культур­ного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к шко­ле приводит к формализации процесса обучения, к сниже­нию внимания к решению главной задачи - формирова­ния личности ребенка. Нередки случаи, когда при хоро­шей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не спе­циальной готовности к обучению в школе, а общей.

Прежде всего надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утом­ляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работо­способность будет падать - все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следу­ет заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В содержании социально-психологической, нравственно- волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовностьк учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельнос­ти. Исследованиями К. П. Кузовковой, Г. Н. Годиной уста­новлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрес­ти характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответствен­ности (К. С. Климова). Старшие дошкольники способны от­ветственно относиться к заданиям, которые им предлага­ет взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А.Стародубова, Д.В.Сергеева, Р. С. Буре) и практики, успешно формируются к концу до­школьного возраста.

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И.Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Т. А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.М.Истомина).

Готовность к новому образу жизни пред­полагает умение устанавливать положительные взаимоот­ношения со сверстниками (Т. А. Репина, Р. А. Иванкова, Р. Б. Стеркина), знание норм поведения и взаимоотношений (В. Г. Нечаева, Т. И. Пониманская), умение общаться с деть­ми и взрослыми (М. И. Лисина, А. Г. Рузская). Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования Е. В. Субботского, Т. И. Пониманской, Л. А. Пеньевской, в дошкольном дет­стве можно заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нрав­ственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Готовность к учению логично формировать путем сбли­жения дошкольных и школьных форм организации и мето­дов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, система­тичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую установку на обяза­тельность обучения; аналогичными могут быть и отдель­ные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдель­ные требования к детям: отвечать по-одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задание воспитателя (учителя) и др. Однако еще раз подчеркнем, что пре­вращать занятие в урок недопустимо.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к шко­ле важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р. С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: воз­можность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания; возможность эти трудности преодоле­вать и получать положительную оценку взрослого (см.: «Вос­питание в процессе обучения на занятиях в детском саду». - М., 1987). Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш. А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. «Отметка представляет собой педагогичес­кую Бабу Ягу, переодетую в Добрую Фею», - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат со­подчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.

Подготовка к новому образу жизни происходит в по­вседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-воле­вой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает так­же сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. Проис­ходит это под влиянием наблюдений за старшими деть- ми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привле­кательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети даже старше­го дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому что мне купят ранец»; «Потому что там мой брат учится»; «Мы будем там как большие ребята играть на поле в футбол» и т. п. Среди этих мотивов нет главного - мотива учения («Хочу многому научиться»; «Хочу научиться читать, пи­сать, решать задачи» и т. п.). Лишь появление таких моти­вов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Фор­мируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знании и подкрепляются по­ложительной оценкой взрослых.

Итак, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя ин­ститутами воспитания - семьей и дошкольным учреждени­ем. Только совместными усилиями можно получить желае­мый результат. Но диагностику готовности должны про­водить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным ме­тодикам. Если же этим ответственным делом занимается дилетант - человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребенку вред, недооце­нив или переоценив уровень его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: